только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 18 / 18
Страница 1 / 10

Глава 15. Психологические факторы невынашивания беременности

С медицинской точки зрения проблеме прерывания беременности уделено довольно много внимания в литературе по акушерству, гинекологии, эндокринологии и перинатологии. Однако исследований психологических факторов невынашивания беременности, характеристик психического здоровья преждевременно родивших женщин, особенностей их эмоциональной сферы на сегодняшний день недостаточно. Данную проблему рассматривают в рамках перинатальной психологии, которая изучает возникновение, развитие и функционирование системы мать–дитя и включает психологию беременных и родильниц, закономерности формирования психических характеристик плода и новорожденного, психосоматические и соматопсихические соотношения, складывающиеся в процессе зачатия, вынашивания беременности и родов.

В последние десятилетия многочисленные зарубежные и российские исследования посвящены изучению взаимосвязей репродуктивного и психического здоровья женщины, в том числе поиску связей потерь беременности и развития психических расстройств. Например, когортные исследования, проведенные в Германии, на 24 000 и 58 000 женщинах показали, что женщины с отягощенным анамнезом по НБ достоверно чаще демонстрировали депрессивное, тревожное расстройство или расстройство адаптации по сравнению с контрольной группой в течение года после исхода беременности. Наиболее выраженная связь самопроизвольного аборта и риска психических расстройств наблюдалась у женщин, уже имеющих хотя бы одного ребенка. В систематическом обзоре 989 исследований, посвященных изучению рисков смертности, связанных с потерей беременности, обнаружили, что выкидыш и прерывание беременности служат маркерами сокращения продолжительности жизни. У женщин, потерявших беременность, в течение года после исхода беременности вероятность смерти повышена в 2 раза в сравнении с родившими. Авторы предполагают, что более высокий уровень смертности связан с повышенным стрессом и рискованным поведением. Клиницистам нужно понимать, что потери беременности могут негативно сказываться на психическом здоровье женщины, что определяет необходимость тщательной оценки рисков и свое­временного направления женщины к профильному специалисту (психиатру, психотерапевту или клиническому психологу).

В рамках психологической науки беременность относится к критическому периоду развития женщины и семьи, этапом, на котором женщина переосмысливает собственный опыт и взаимоотношения как со своим внутренним миром, так и с внешним окружением. Это важный этап развития женской идентичности, изменения самосознания, «поворотная точка» независимо от того, рождается ребенок или нет. Как и в любых кризисных ситуациях, во время беременности актуализируются личностные особенности партнеров, оживают латентные конфликты, свойственные предыдущим стадиям развития, противоречия и сложности в принятии себя и другого. Все это приводит к повышенной эмоциогенности самой женщины и тех, кто ее окружает. Переход к новому состоянию вынуждает организм и психику женщины перестраиваться, адаптироваться к беременности как к физиологическому и психосоматическому состоянию и к материнству: необходимо формировать материнскую позицию, принимать роль матери и ребенка, а также изменения во многих сферах жизни. Эта ситуация адаптации (как необходимость приспособления к изменяющимся условиям существования) может осложняться стрессовыми (осложнения в течении беременности, отношений с близкими и т.п.) и фрустрирующими (не оправданы ожидания, всегда связанные с появлением ребенка, необходимость отказа от значимых целей, ущемление потребностей и т.п.) факторами. Каждый раз способ переживания стрессовой ситуации и стратегия адаптации к ней будет зависеть от личностных особенностей и от того, насколько фрустрирующими для женщины окажутся все составляющие беременности и материнства. Безусловно, роль биологических факторов велика, и женщина обладает потенциальной возможностью стать матерью благодаря наличию репродуктивной системы, но в процессе онтогенеза и психогенеза ее репродуктивная сфера должна пройти развитие и обогащение до состояния зрелости. Таким образом, репродуктивная и родительская способности женщины существуют лишь в потенциале, и для того чтобы они реализовались, превратились в действительность, необходимы благоприятные социальные условия, способствующие формированию специфических характеристик, потребностей, мотивов женщины как матери. Состояние беременной, характер ее переживаний, отношение к младенцу зависят от смысла, придаваемого беременности, личностных особенностей, социальной и семейной ситуации и других психосоциальных факторов.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация