только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 6
Страница 1 / 5

Доклад и презентация на защите

По времени доклад должен занимать не более 19 минут, это примерно около 8 страниц текста (напечатанного кеглем 14 пт Times New Roman через 1,5 интервала) и не более 30 слайдов (лучше не более 25).

  1. Фон для всех слайдов должен быть единым, желательно светлым, чтобы не отвлекал внимание от основного изображения и не сливался с ним по цвету. На защите диссертации слайды демонстрируются не в полной темноте, иногда даже при включенном большом освещении, поэтому изображение должно быть четким, контрастным, а текст представлен ярким шрифтом.
  2. Общий принцип дизайна презентации — минимум текста. Особенно неприемлемы лишние вводные слова, такие как: «В опубликованных научных работах авторы отмечают…», «При обследовании пациентов основной группы получены следующие данные…». Изображения на слайде — это опорные сигналы, в которые не нужно вчитываться, они должны сразу бросаться в глаза. В ходе доклада важно не читать текст со слайда, а только комментировать то, что изображено на нем. В результате произносимый устный текст и то, что изображено на слайдах, не будут дублировать друг друга, а лишь дополнять.
  3. Шрифт на слайдах должен быть достаточно крупным, ярким и четким, чтобы его легко можно было разглядеть.
  4. Не следует перегружать слайды: чем больше на слайде пустого пространства, тем лучше воспринимается размещенная на нем информация.
  5. Таблицы на слайдах нежелательны, так как их трудно читать, особенно большие. Если без таблицы не обойтись, то в ней надо выделить (шрифтом, цветом или обвести кружком) те позиции, на которые необходимо сразу обратить внимание и ради которых эта таблица демонстрируется.
  6. Числовые данные лучше представлять в виде сравнительных диаграмм или графиков, при этом на них должно быть указано, в каких единицах приводятся показатели.
  7. Желательно, чтобы каждый слайд имел свой заголовок.
  8. Рентгенограммы, отпечатки исследований КТ, МРТ, УЗИ при подготовке презентации перевести в режим «оттенки серого», чтобы на экране они не были разноцветными (зелеными, синими, коричневыми и др.). Фрагменты этих отпечатков, ради которых их показывают, желательно на слайде дополнительно указывать стрелками, чтобы присутствующие не тратили время в поисках демонстрируемой патологии на изображении.
  9. Включение в доклад видеоматериалов представляет определенный риск, так как не всегда в зале заседаний диссертационного совета имеющаяся там аппаратура позволит запустить видеоряд. Если такие включения есть, то перед защитой надо обязательно проверить, как они отображаются на экране. Пока длится видеоролик, нужно все время что-то говорить, комментируя происходящее. Недопустимо, чтобы докладчик после начала показа умолк, и все просто смотрели на экран, ожидая, когда этот ролик закончится.
  10. Слайд следует демонстрировать столько времени, чтобы можно было успеть прочитать или разглядеть все, что на нем показано. Нельзя, например, поставить на экран большую таблицу или сразу несколько рентгенограмм и через секунду сменить слайд.

Рекомендуется такая последовательность слайдов (указанные номера — это не номер слайда, а номер следующей тематики слайдов, которых под каждым номером при необходимости может быть два и более).

№ 1. Первый слайд. Название диссертации, фамилия, имя и отчество автора и фамилия, имя и отчество научного руководителя (или консультанта). Кроме этого, вверху принято размещать название организации, в которой выполнена работа, и ее логотип (если есть). Об актуальности работы, распространенности изучаемой патологии можно начать говорить еще при демонстрации первого слайда. Логотип организации можно оставить и на всех последующих слайдах, но это не обязательно, а в ряде случаев даже излишне загромождает слайд.

№ 2. Актуальность. Только основные цифры и ни в коем случае не развернутый текст! Например: «Открытые переломы диафиза бедра» — в виде подзаголовка. Далее: «Осложнений 22–27%, летальность 1–4%, продолжительность лечения — до 1,5 лет». Остальные комментарии — словами. Иногда под слайдом более мелким шрифтом дают ссылки на литературные источники с указанием фамилии и инициалов автора, названия, места издания и года публикации, но это не обязательно.

Посвящать много времени обсуждению актуальности нет необходимости, поскольку присутствующие члены диссертационного совета, как правило, хорошо информированы и компетентны, поэтому от докладчика требуется только продемонстрировать свою информированность в данном вопросе. Рекомендуется привести несколько основных параметров, обозначить традиционные методы обследования и лечения (о чем присутствующие тоже хорошо знают). На этот раздел требуется не более 2 слайдов и не более 1 минуты доклада (время следует экономить, чтобы успеть рассказать о главном).

№ 3. Цель исследования. На экране отображают формулировку цели в той редакции, в которой она указана в основном тексте и в автореферате. Цель зачитать полностью.

№ 4. Задачи. Формулировка также должна полностью соответствовать основному тексту. Задачи желательно разместить на одном слайде: так они лучше воспринимаются. Их тоже все надо зачитать. Однако для экономии времени можно сократить формулировки, озвучивая лишь основной смысл задачи, так как полная формулировка будет представлена на экране. Кроме того, задачи напечатаны в автореферате, который есть у присутствующих.

№ 5. Научная новизна, практическая значимость, положения, выносимые на защиту. Эти разделы не всегда показывают на слайде (они также включены в автореферат), но все же лучше их показать по возможности на одном слайде и кратко зачитать.

Таким образом, слайды, относящиеся к разделам № 3, № 4 и № 5, — исключения из общего правила: не размещать полный текст на слайде и не читать его с экрана.

№ 6. Дизайн исследования, материалы и методы. Сначала показать этапы исследования (если они есть).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация