только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 11
Страница 1 / 6

Глава 5. Подходы к профилактике постгомицидных самоубийств

ПГСУ — сложный и малоизученный феномен, объединяющий под единым термином самые различные формы трагедий, включающих убийство жертвы (жертв) и самоубийство инициатора преступления [13]. Среди неоднородных категорий благодаря СМИ обычно становятся известны и имеют больший социальный резонанс ПГСУ, связанные с расстрелами групп людей в общественных местах (учебные заведения, торговые центры и др.). Мотивы совершающих эти деяния изначально преступны. На другом конце этого ряда находятся трагедии, среди причин которых могут быть психологически понятные гуманистические мотивы (убийство из сострадания), указывающие на нелегкий выбор человека, когда он становится преступником и одновременно жертвой, убивая себя, принимая ответственность за содеянное [16].

Как было показано в предыдущих главах, в настоящее время ПГСУ — достаточно редкое событие, но оно имеет объективные статистические признаки неуклонного роста количества случаев как в России (см. приложение 1), так и за рубежом. Это указывает на важность разработки и внедрения эффективных мер профилактики [26, 44, 195].

Необходимость поиска возможностей предупредить подобные трагедии безусловна, реальные же достижения на текущий момент минимальны. Во многих случаях даже потенциально эффективные и простые меры практически не используются. Среди причин — недостаточное понимание механизмов формирования подобного рода девиантного поведения, неоднородность контингентов, факторов и групп риска (как жертв, так и инициаторов преступления/преступников), нередко бездействие лиц, отвечающих за безопасность, психологический климат в микрогруппе, у отдельных индивидов — отсутствие навыков преодоления стресса, элементарного уважения к личности, внимания и человеческого тепла [265].

Вместе с тем, несмотря на указанные сложности, изучение данной темы позволяет выделить ряд направлений, развитие которых может помочь снизить количество подобных трагедий. Важно отметить, что ПГСУ — это как минимум бивалентный феномен и традиционные меры, предлагаемые для профилактики только самоубийств, не могут быть в полном и стереотипном формате перенесены на этот тип девиантного поведения. Они также должны предполагать дополнительные действия, реализуемые в работе по превенции убийств, преступлений, преступной деятельности, и ряд других, в том числе регулирование законодательной и нормативной базы [59, 215, 216].

Безусловно, каждая из приведенных далее мер не универсальна и не может рассматриваться в качестве «контрольного списка» при планировании превентивной работы тем или иным учреждением, ведомством. Вполне обоснованно можно допустить более значимое влияние некоторых из них, в том числе в сочетании с другими действиями, для профилактики отдельных видов ПГСУ [260].

Важно отметить, что профилактические мероприятия могут быть рассчитаны и эффективны лишь при ориентировании их на изменяемые факторы. Такие базовые, «статические», социально-демографические характеристики, как пол, возраст и этническая принадлежность, учитывая их неизменный характер (ПГСУ в сравнительном аспекте приведены в приложении 2), не могут быть изменены профилактическими мерами. Объектом профилактической работы являются условные, подверженные динамическим изменениям (индивидуальные личностные и психопатологические особенности, анамнез агрессивного поведения по отношению к себе или другим), а также ситуативные факторы, действующие в короткий или относительно короткий период времени, например проблемы в межличностных, семейных отношениях, финансовые трудности и др. [215, 216].

У отдельного виновника трагедии условные и ситуативные факторы сочетаются, но роль отдельных из них, как правило, более значима, в связи с чем направления профилактики преступления и последующего самоубийства, помимо системных действий, должны быть ориентированы и на индивидуальную работу.

Можно выделить следующие факторы и меры профилактики.

1. СМИ, включая интернет-ресурсы, как ведущий фактор, потенцирующий распространение ПГСУ в мире в целом и в России в частности [2, 148].

ПГСУ как информационный повод имеет достаточно большую ценность для СМИ благодаря одномоментному привлечению к событию большого количества различных социальных слоев населения; возможности неоднократного обращения к теме и длительного удержания внимания аудитории; политической нейтральности повода, что дает возможность его использования независимо от внешней ситуации; смещению акцентов с других важных социальных, экономических и/или политических вопросов.

Получая в распоряжение подобный ресурс, СМИ часто стараются привлечь максимальную аудиторию, используя в качестве инструментов механизмы углубления в тему, включая элементы истории подобных событий. Сюжеты быстро наполняются данными об аналогичных преступлениях, с подробными описаниями трагедий, количеством жертв, нередко с указанием фамилий, имен преступников и других, запрещенных законами во многих странах мира для распространения персонифицированных данных.

Негативным фактом часто становится открытый непрофессиональный разбор и обсуждение подробностей трагедии, особенно личности преступника. Нередко это придает его поведению элементы героизации, оправдания преступления, в отдельных случаях даже перенос вины за содеянное на жертву. Вследствие таких действий имена преступников не только становятся широко известными, но и нередко переходят в категории знаковых, воспринимаемых патологической личностью как пример для подражания и инструмент вхождения в историю [52].

С учетом этих фактов необходимы качественные изменения работы СМИ и интернет-ресурсов в вопросах освещения случаев ПГСУ. В качестве непосредственных профилактических мер можно выделить:

  • обязательное включение в перечень профессиональных компетенций сотрудников СМИ знаний и навыков правил освещения ПГСУ (в том числе самоубийств, убийств и др.);
  • обязательное привлечение в качестве консультантов и/или интервьюеров специалистов в области психического здоровья;
  • максимальное сокращение в СМИ количества сюжетов о ПГСУ (в случае, если это не носит массовый характер, решение вопроса в сторону предпочтительного отказа от выведения в эфир);
  • при создании сюжетов — отказ от исторических подробностей или максимальное сокращение реальных фактов, отказ от указания Ф.И.О. виновников и минимальный разбор подробностей прошлых преступлений;
  • усиление контроля со стороны соответствующих федеральных органов за интернет-ресурсами, предоставляющими информацию о ПГСУ и смежных темах.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация