Начать книгу мне бы хотелось с афоризма Гиппократа: «Медицина — это искусство, которое трудно для тех, кто занимается этим искусством, но приносит благо и радость для обыкновенных людей». Вероятно, по этой причине давно уже медицину сравнивают с искусством. Отслужив в медицине более четырех десятков лет, при этом оставаясь на передовой кардиохирургии в операционных и реанимациях, работая с людьми, которые сегодня стали легендой, я глубоко убежден, что медицина — это «разум и логика».
Задолго до моих рассуждений великий Гиппократ сказал: «Приступая к лечению, врач полагается не на рассуждения, а на опыт, подкрепленный разумом».
К сожалению, сейчас в медицинских институтах потеряна логическая цепочка, которая формировалась у студентов-медиков от курса к курсу, от предмета к предмету. Сегодня мы отказались от старой школы — разрушили ее, а сформировать новый процесс познания человека и патологии его организма пока не очень получается. На фоне современных инновационных методов диагностики и лечения мы перестали замечать больного человека (пациента). Несколько раз я по долгу службы присутствовал на ученых советах, где говорилось об оборудовании, о симуляционных центрах — обо всем, но ни единого слова
о пациенте (именно о том, ради кого все это и «заворачивается»).
Российская медицина переживает не самое лучшее время. Сейчас как никогда каждому человеку нужно постараться сделать так, чтобы не болеть. А для этого надо познать самого себя и факторы, способные отрицательно повлиять на здоровье. Надеюсь, что книга сможет в этом помочь, подсказать.
Обратите внимание, как все продумано в человеческом организме — до самой мельчайшей частицы, которой является наша клетка. Она аналогична Вселенной, только маленькая — микроскопическая. Человек совершенен, до сих пор ученые открывают все новые горизонты строения и функционирования организма. Единственный орган нашего тела несовершенен — это мозг… Он — суперсовершенен! Ученые утверждают, что для создания чего-то подобного понадобится еще лет 100 или больше. Природа (высшая сила) обеспечила нашему мозгу свободу мышления, а вы можете представить, что будет, если человеку дать свободу мышления? Вот и получилось то, что получилось. Если медики говорят, что «нельзя употреблять много жирной пищи», то человек будет делать совсем наоборот. «Нужно как можно больше двигаться», но мы устали на работе и хотим после плотного ужина отдохнуть на диване перед телевизором. «Курить вредно и опасно», но именно по этой причине мы и будем дымить изо всех сил, несмотря на присутствие детей, женщин и престарелых людей в нашем окружении. И все это мы делаем в нарушение природного закона сохранения энергии: «Ничего из ниоткуда не берется и ничего в никуда не исчезает». По этой причине мне слабо верится словам полной молодой женщины, уверяющей, что она почти ничего не ест и все время трудится как пчелка…
Задумайтесь над таким вопросом. В общеобразовательной школе нас чему только ни учат, и при этом каждый предмет, по словам преподавателя, очень важный, незаменимый. В то же время анатомию и физиологию человека мало того что преподает биолог, так еще и «телеграфным» стилем, поскольку досконально предмета не знает. И идет потом человек по жизни, не имея никакого понятия о собственном строении: где и какие органы у него располагаются, как функционируют, как связаны друг с другом, что нужно делать, чтобы их не повредить.
Нашей безграмотностью пользуются недобросовестные маркетологи, выдумывая такие глупости, которые трудно себе представить на трезвую голову. Оказывается, что прыщи у нас с вами появляются из-за проблемы с кишечником. Не хватает витаминов — волосы секутся, ногти расслаиваются. Тяжело в животе — живых бактерий употребить надо и т.д. Дело дошло до полного маразма: оказывается, детей надо успокаивать препаратами (в то время как в их природе — быть активными для физического развития и умственного совершенствования). Современные дети и так из-за гаджетов и телевизоров малоподвижны, все больше детей с избыточной массой тела. Но вы только посмотрите на довольных родителей и бабушек, идущих с полными, к тому же жующими детьми; складывается впечатление, что они реально не понимают беды, которая не заставит себя долго ждать. В свое время взрослые нам внушали, что на улице есть неприлично и даже вредно.
В детстве мы дотемна бегали, играя в футбол, казаков-разбойников, прятки (интересно, современные дети знают такие активные игры?). Сегодня детям с раннего детства покупают скутеры, электросамокаты и т.п. Они теперь не ходят — они ездят.
А как вам нравится такое общение двух влюбленных: каждый — со своим гаджетом, причем если один из них пытается проявить нежность, привлечь к себе внимание другого, тот продолжает жить в своем мире, ограниченном его гаджетом. И не считайте меня, пожалуйста, старым брюзгой — просто я пытаюсь вскрыть огромный пласт непонимания, основанного на незнании самого себя.
Вот еще один яркий пример. Весной солнышко пригрело, и мамаши вышли на улицу с детишками. Сами дамы — оголив (по моде) пупок, а дети — в комбинезонах. Если учесть, что дети обычно не ходят и не стоят, а бегают, несложно догадаться, насколько комфортно малышу в комбинезоне. Не надо мамаше удивляться, что ребенок часто страдает простудными заболеваниями и ангинами. Проанализируем эту ситуацию.
Достав из холодильника молоко, сок, компот, родители перед тем, как дать напиток ребенку, его подогревают. Догадываетесь, к чему приучается организм малыша? Именно поэтому он, угощенный мороженым, зачастую заболевает ангиной, а дальше, как говорится, «со всеми остановками».
Родители активно интересуются методами закаливания, здорового образа жизни, физического воспитания отпрысков, но здесь их интерес и заканчивается. При этом «предки» хорошо знают, что нужно покупать в магазинах для повышения иммунитета и сопротивляемости организма, для быстрого роста. Маркетинговые ходы работают безотказно, маркетологи довольны: бабушки и дедушки блоками покупают «Актимель», мамаши сметают с прилавка «Растишку».