Люди встречаются с анатомией еще на школьной скамье. К сожалению, в школе анатомию и физиологию человека нередко преподают формально, это делают учителя биологии, они же преподают ботанику (науку о растениях) и зоологию — иначе говоря, «три в одном». Такое отношение к самому человеку сохраняется с давних времен и по сей день. Неужели познание самого себя менее важно, чем географии, истории и ряда других дисциплин?! Мы постоянно ратуем за здоровый образ жизни. но что это такое и как к нему относиться, как его применить к нам, если мы не знаем ни строения своего тела, ни функции его органов и систем? Такое положение дел позволяет спекулировать «нечистым на руку» специалистам около медицины или людям, вообще не имеющим никакого отношения к врачеванию.
Ярким примером незавуалированной глупости является рекомендация употреблять жидкость без учета условий, в которых находится человек, в день 6–8 л и более.
Наш организм совершенен, все его системы функционируют по принципу динамического равновесия. Поэтому при потере определенного объема жидкости организм потребует ее возмещения в таком же количестве. Механизм функциональной системы заключается в следующем: при высокой температуре окружающей среды, чтобы не перегреться, организм выделяет пот. Испаряясь с поверхности тела, он забирает энергию и тем самым охлаждает наш организм. Правда, гениально? Пот выделяется потовыми железами, которые извлекают жидкость из крови. Кровь густеет (повышается ее вязкость), вызывая, таким образом, ощущение жажды. Человек ищет возможность пополнить водяной запас организма. После употребления жидкости, которая поступает в желудок и тут же всасывается в кровь, последняя разжижается, и жажда, таким образом, купируется. Описанная схема весьма условна, но выдерживает все функциональные закономерности.
Это, так называемая функциональная система (ее автор — академик Петр Кузьмич Анохин), демонстрирующая совершенство нашего организма и представляющая собой надежную биосоциальную систему,
обладающую неограниченными возможностями приспособления к окружающей среде. Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, условиям измененной газовой среды, к высокой и низкой температуре, повышенной влажности, пониженной и повышенной освещенности. Хорошо известно, что адаптированный организм легче, чем неадаптированный, переносит воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, а под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального напряжения или при высокой мотивации деятельности организм человека способен продемонстрировать функциональную активность, недоступную для него в спокойном состоянии. Все это говорит о том, что организм человека обладает скрытыми возможностями (резервами) и что у адаптированного человека эти резервы больше, он умеет их лучше использовать в процессе адаптации.
Задумывая эту книгу, я хотел хотя бы частично компенсировать упущение нашего образования. А людям, которые вышли из школьного возраста, но не потеряли интереса к самому себе, неформально рассказать о строении нашего тела, о работе органов и систем, связи анатомии и физиологии с идеологией, что позволит жить так, чтобы не болеть, не страдать от хронических заболеваний, не умирать в молодом возрасте. Вспомним формулу юристов: «Незнание законов не освобождает от ответственности». В медицине — почти так же: «Незнание анатомии и физиологии не защищает вас от болезней и неприятностей, а познание этих наук позволит избежать многих патологий и вредных факторов, приводящих к болезням». Это неоспоримый факт.
Nosce Te ipsum (лат.) — познай самого себя.
Анатомия человека — фундаментальная и основополагающая дисциплина, изучающая формы и строение человеческого тела, органов и функциональных систем.
Физиология — наука, изучающая функционирование целостного организма, отдельных органов, физиологических систем и процессов клеточных структур. Физиология стремится раскрыть механизмы регуляции (саморегуляции) и закономерности жизнедеятельности организма при его взаимодействии с окружающей средой.
Анатомия — наука, изучающая строение тела и структуру органов, из которых состоит наш организм. Этот термин произошел от греческого ανατομία, что означает «рассечение». Одним из методов, позволяющих изучать строение человеческого тела, является его рассечение (вскрытие). В древние времена вскрытие человеческого тела считалось большим грехом, было под строгим запретом и даже каралось казнью. Лишь в эпоху Возрождения появилась возможность проводить вскрытия казненных преступников для познания и изучения строения человеческого тела.
Анатомия человека неразделимо связана с физиологией — наукой о функциях организма, органов, систем и их взаимосвязях. Ведь не зная, как устроен и функционирует тот или иной орган, нельзя определить причины его заболевания (патогенетическую цепочку) и невозможно не только лечить простейшие заболевания, но даже установить правильный диагноз.
Итак, остовом в человеческом теле является скелет (в переводе с греческого — «высушенный»), который состоит из 250 костей и косточек; большинство из них расположены симметрично. Скелет армирует наше тело; благодаря этому мы можем стоять, ходить, бегать, сидеть и лежать. Составными частями костной системы человека являются череп, позвоночник, лопатка, ключица, грудная клетка, таз, бедренная кость, малоберцовая, большеберцовая, стопа, плечевая, лучевая и локтевая кости, кисть (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Костная система человека (скелет)
Основная функция скелета человека — опорно-двигательная. Одни костные образования исполняют роль рычага, перемещающегося силой сокращения мышц. Другая часть скелета выполняет защитную функцию, оберегая жизненно важные органы от возможных травм и повреждений (рис. 1.2). Позвоночник дополнительно амортизирует тело при движении (см. рис. 1.2, а), суставы позволяют выполнять многообразные движения (см. рис. 1.2, б), грудная клетка участвует в процессе дыхания (см. рис. 1.2, в), а в полости крупных костей осуществляются кроветворение (гемопоэз) и обмен минералами (см. рис. 1.2, г).
Рис. 1.2. Основные функции скелета человека (а–г)