только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 19
Страница 1 / 1

Введение

Херберт Л. Фред (Herbert L. Fred), доктор медицины, профессор кафедры внутренних болезней Университета Техасского научного центра здоровья (Хьюстон, США), в 2005 г. в своей речи на церемонии вручения ему премии за выдающиеся достижения в области медицинского образования сказал: «...еще одна медицинская болезнь, та, за которую в ответе не только мы, медики. Она наиболее опасна для общества, которому мы служим. Она возникает в медицинских ­вузах, где почти никогда не удостаивается заслуженного внимания. Во время последипломной клинической подготовки ее еще легко заметить и распознать, но для этого, как правило, не прилагается никаких усилий. И даже когда болезнь становится заметной, меры по ее лечению или не принимаются, или недостаточны, в лучшем случае носят временный характер. Я называю эту болезнь “гипоскиллия” (от англ. skill — практические умения, навыки) — дефицит клинических навыков».

Авторы основного российского учебника по пропедевтике внут­ренних болезней (2013) Н.А. Мухин и В.С. Моисеев подчеркивают: «Несмотря на возможность применения высокоинформативных инструментальных методов, решающими в диагностике болезней сердца остаются изучение анамнеза и физические методы исследования».

Известный американский кардиолог, лауреат Нобелевской премии Б. Лаун (Bernard Lown) писал: «Значительно легче научиться расшифровывать показания приборов, чем приобрести мастерство в составлении истории заболевания или осмотре пациента. Так появляется “кибернетический” перекос, а чем меньше врач умеет делать сам, тем больше он полагается на аппаратуру. Клинический опыт приобретается годами практики, умение вынести верное суждение о характере заболевания — трудом всей жизни, а освоить новую технику можно в два счета».

Анамнез, или расспрос пациента, является основополагающим методом исследования пациента, и при этом анамнез остается самой трудной частью исследования. Этим методом современные врачи нередко пренебрегают в связи с тем, что им доступно большое количество технических средств и возможностей. Основные ошибки, которые совершают врачи, обусловлены тем, что расспрос пациента, то есть сбор анамнеза, происходит неполно, непоследовательно, так же как зачастую и последующее физическое исследование пациента. Это приводит к ошибкам, которые могут быть устранены, если проводить ­исследование полно и систематично, согласно представлениям, заложенным в первую очередь русскими учеными-медиками.

В то же время другой известный американский ученый С. Манджони (Salvatore Mangione) в издании «Секреты клинической диагностики» (2014) отмечает: «Однако в настоящее время на врача, проводящего физикальное обследование пациента, нередко смотрят как на троглодита с выточенным из камня колесом с карикатуры Гэри Ларсона (Gary Larson): троглодита, все соседи которого давно уже пересели на кадиллак».

Крупнейший русский и советский ученый, основатель кафедры пропедевтики внутренних болезней Казанского университета Семен Семенович Зимницкий предвидел опасность безмерного увлечения техницизмом, когда вместо пациента и его индивидуальности перед глазами врачей решающими факторами могут оказаться кипы всевозможных исследований.

С.С. Зимницкий писал: «Мы видим, что настанет день, когда и стетоскоп, и ухо наше будут заменены различными аппаратами, и надо быть только грамотными — уметь читать, что пишут аппараты, чтобы понимать сущность явлений и их сокровенные особенности. Тогда индивидуальность перцепции сгладится, все упростится, но все же, я полагаю, у постели больного мы останемся с тем же инструментарием, как и теперь, и я не хотел бы отодвинуть на задний план свою индивидуальность и мыслить под указку непогрешимых инструментов. Тогда жизнь потеряет прелесть этого вечного стремления заглядывать за завесу таин­ственности и манящей неизвестности!»

О своем методе клинической и педагогической работы С.С. Зимницкий говорил так: «Я всемерно старался не уходить от постели больного в область сложных исследований и стремился быть со своими слушателями возле него, достигая разрешения диагностических и терапевтических проблем с помощью простых, всякому доступных методов, беря за компас для наших медицинских исканий главным образом логику и опыт клинического мышления».

Данное учебное пособие представляет последовательность и полноту проведения сбора анамнеза, которые базируются на основе опыта и исследований корифеев медицины, а также на данных, которые получены сотрудниками кафедры пропедевтики внутренних болезней имени проф. С.С. Зимницкого Казанского государственного медицинского университета в течение практически 100 лет, за время со дня ее основания выдающимся русским ученым, проф. С.С. Зимницким, который придавал большое значение обследованию пациента путем расспроса и с помощью физических методов, в какой-то степени даже пренебрегая или отодвигая на второй план методы инструментального характера. В пособии, практически в каждом его разделе, авторы приводят собственный материал, предлагая краткие истории заболевания пациентов, которые получены за многие годы работы. Это, несомненно, придает новизну изложению материала и способствует большей заинтересованности читателя.

Учебное пособие составлено в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» и рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».

Учебное пособие направлено на формирование следующих компетенций.

  • Для лечебного и педиатрического факультета:
    • ОПК-6 — готовность к ведению медицинской документации;
    • ПК-5 — готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнезаNB! Жалобы — это первая часть анамнеза., результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания.
  • Для медико-профилактического факультета:
    • ОПК-1 — умение соблюдать моральные и правовые основы в профессиональной деятельности;
    • ОПК-2 — способность распространять знания о здоровом образе жизни, направленные на повышение санитарной культуры и профилактику заболеваний населения;
    • ОПК-5 — способность оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач;
    • ПК-4 — способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса медико-профилактических мероприятий, направленных на улучшение здоровья и снижение заболевае­мости различных групп населения.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация