Семейная психотерапия направлена на изменение межличностных отношений и устранение эмоциональных расстройств в семье. Семья при этом представляет собой малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (по Соловьеву Н.Я., 1977).
Таблица 26. Основные причины создания семьи (Мацковский М.С., 1990)
Желание | Процент опрошенных |
Иметь детей, продолжить род | 66 |
Быть с человеком, способным понять и оказать поддержку | 45 |
Быть нужным другому человеку | 37 |
Выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи | 27 |
Избежать одиночества | 26 |
Иметь устроенную жизнь | 24 |
Не расставаться с любимым человеком | 19 |
Иметь постоянного сексуального партнера | 7 |
&hide_Cookie=yes)
Рис. 85. Модели семьи по С. Голоду
&hide_Cookie=yes)
Рис. 86. Подсистемы семьи
&hide_Cookie=yes)
Рис. 87. Типы холонов
&hide_Cookie=yes)
Рис. 88. Основные характеристики семьи
&hide_Cookie=yes)
Рис. 89. Основные функции семьи
&hide_Cookie=yes)
Рис. 90. Структурные параметры семьи
&hide_Cookie=yes)
Рис. 91. Типы семейных систем по уровням сплоченности
Таблица 27. Уровни гибкости семейных систем
Ригидная система | Хаотическая система | Структурированная система | Гибкая система |
Обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей. | Обладает высокой степенью непредсказуемости. Имеет неустойчивое или ограниченное руководство. | Присутствует некоторая степень демократичного руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи. | Демократический стиль руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включают детей. |
Семья отказывается меняться в изменившейся ситуации (рождение, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Существует член семьи, который все контролирует. Правила взаимодействия неизменные | Решения импульсивные и непродуманные. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому | Роли и внутрисемейные правила стабильны, с некоторой возможностью их обсуждения | Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи |
Несбалансированные системы | Сбалансированные системы |
Границы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии», в каждой семье границы имеют различные гибкость и проницаемость.
&hide_Cookie=yes)
Концептуальные подходы в семейной терапии
Психоаналитическая теория (индивидуальная ориентация): в работе с семьей сохраняется фокус внимания на индивидуальном пациенте, семья рассматривается как стресс-фактор, с которым должен справиться пациент | Теория систем (межличностная ориентация): психотерапевтическая деятельность направлена на семью в целом; отказываясь видеть в отдельном члене семьи пациента, психотерапевт смотрит на него как на «носителя симптома», отражающего дисфункцию семейной системы |
Смешение обеих систем (эклектичная ориентация — интегративная модель): объединяются психодинамические и системные концепции и подходы |
Классификация школ семейной терапии (Левант Р., 1980)
&hide_Cookie=yes)
Рис. 92. Школы семейной психотерапии
Таблица 28. Цели семейной психотерапии в зависимости от типа семьи
Тип и особенности семьи | Цель семейной психотерапии |
Семья типа «па-де-де» |
Семья состоит из двух человек, между которыми могут быть различные варианты взаимоотношений: - сильная взаимность и зависимость друг от друга (чаще всего мать и ребенок);
- взаимная зависимость и взаимные обиды при наличии сильной симбиотической связи;
- вариант «пустое гнездо» — характерен для пожилых пар, у которых дети разъехались либо пожилой родитель и взрослый ребенок проживают вместе
| Подвергнуть сомнению представление такой семьи «Мы — это остров» и научить новым взаимодействиям |
Полигенерационная семья |
Семья из трех поколений, характеризуется частым наличием иерархической организации, и поэтому конфликтным вопросом может являться главенство в воспитании ребенка | «Фактическая мать» должна взять на себя основную ответственность за воспитание ребенка |
Семья типа «башмак» |
Многодетная семья, в которой старший ребенок наделяется функцией взрослого по отношению к младшим, поэтому, с одной стороны, его лишают детства, а с другой — этот ребенок не принимается полноценно во взрослую подсистему, что дискредитирует его в глазах младших; часто этот ребенок бывает козлом отпущения, отвечая за проступки младших, что вынуждает его проявлять по отношению к ним агрессию | Изменить взаимоотношения в семье, чтобы старший ребенок чувствовал себя ребенком, а не взрослым, получал соответствующие возрасту привилегии и уважение как со стороны родителей, так и со стороны младших |
Семья типа «аккордеон» |
При отсутствии или самоустранении одного из родителей от семейных дел и воспитания детей остающийся берет на себя его функции (семьи военных, алкоголизм у одного из родителей); при возвращении второго родителя первый не хочет отдавать вновь приобретенные обязанности либо на начальном этапе принимать их на себя | Установление причины конфликта и формирования новой системы взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и уважении заслуг родителя, несущего основную воспитательную нагрузку |
Флюктуирующая (неустойчивая) семья |
Частое изменение состава семьи, когда одинокий родитель периодически вводит в дом кандидатов в супруги, что формирует у ребенка или детей напряжение как при знакомстве, так и при расставании партнеров | Устранение последствий негативных эмоций, возникающих у детей по отношению как к своему родителю за некое «предательство», так и по отношению к новому члену семьи как к «чужому» |
Семья с приемными детьми |
Наличие как своих, так и приемных детей; главным источником напряжения является чувство привязанности к приемному ребенку, с одной стороны, и потребность удовлетворения своих родительских чувств к родным детям — с другой | Выстраивание адекватных, симбиотических связей между всеми членами семьи для нивелировки понятия «свой» родитель (ребенок) и «пришлый, чужой» |