Обведите кружком номер, который, по Вашему мнению, наилучшим образом соответствует баллу, который Вы хотите выставить. Пояснения, приведенные под каждым вопросом, даны исключительно с разъяснительными целями. В случае оценки действий врача по видеозаписи остановите видеозапись после того момента, когда врач сообщит диагноз, и расставьте баллы в первых двух разделах. После этого возобновите работу с записью и расстановку баллов.
A. Создание обстановки. В этом разделе оценивается, установил ли врач первоначальный контакт с пациентом, прежде чем сообщить пациенту плохие новости. Это может быть достигнуто с помощью создания для пациента обстановки, располагающей к конфиденциальному, комфортному общению; путем представления врача пациенту; а также с помощью проявления врачом интереса к пациенту как к личности.
1. Врач создал соответствующую обстановку?
Очень хорошо 5_4_3_2_1 плохо.
Какие из следующих действий предпринял врач?
- Расставил стулья так, чтобы обеспечить непринужденный зрительный контакт.
- Убедился в том, что стол не стоит между ним и пациентом.
- Убедился в том, что мусорная корзина убрана с дороги.
- Подготовился к тому, что пациент расстроится, например разместив салфетки как можно ближе к пациенту.
- Предпринял меры для того, чтобы общение с пациентом проходило без постороннего вмешательства, например отключил телефон.
2. Врач поздоровался и представился надлежащим образом?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Какие из следующих действий предпринял врач?
- Встал, чтобы поприветствовать пациента.
- Установил имя пациента.
- Представился, назвав свое имя.
- Коротко назвал свою специализацию.
- Показал пациенту, куда можно присесть.
3. Врач проявил интерес к текущему состоянию и личным обстоятельствам пациента в начале беседы?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Какие из следующих действий предпринял врач?
- Задал открытые вопросы.
- Уточнил недавние события для пациента.
- Уточнил, каково физическое самочувствие пациента.
- Спросил пациента об его/ее эмоциональном состоянии.
- Поинтересовался социальными обстоятельствами пациента.
- Дал пациенту время для того, чтобы высказаться.
B. Сообщение плохих новостей. В этом разделе предстоит обратить особое внимание на то, проявил ли врач чуткость к восприятию сказанного пациентом, сообщая плохие новости (установление контакта было оценено в предыдущем разделе). Количество информации, предоставляемой конкретному пациенту, может варьировать в зависимости от тех знаний, которыми пациент уже располагает. Пациенты отличаются друг от друга в скорости усвоения новой информации и в том, какой объем информации они хотели бы получить во время беседы.
4. Выяснил ли врач, какой информацией пациент уже располагает, до того как сообщить плохие новости?
Осторожно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Врач:
- Спросил мнение пациента о природе его/ее проблемы?
- Поинтересовался, как пациент представлял себе цель данной встречи?
- Выяснил, были ли у пациента мысли о возможном исходе данной консультации?
- Убедился в том, что он/она понимает точку зрения пациента на данном этапе беседы?
5. До того как сообщить плохие новости, врач осторожно подвел пациента к тому, какой оборот примет беседа?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Врач:
- Осторожно дал понять пациенту, что далее будет обсуждаться важная тема, прежде чем использовал медицинские термины?
- Перехватил у пациента инициативу в том, говорить или слушать после сообщения новостей?
6. Сообщая новости, врач позволил пациенту решить, какую степень детализации и какие языковые средства использовать?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Врач:
- Начал разговор, используя неспецифические, обиходные термины?
- Откликался на реакции пациента или спрашивал пациента, желает ли он/она узнать больше деталей, прежде чем переходить к более специфичным подробностям?
- Убедился в том, что пациент был удовлетворен своим пониманием используемых терминов?
7. Врач позволил пациенту задать свой темп для сообщения плохих новостей?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Врач:
- По запросу предоставлял необходимую информацию?
- Сообщал новости в темпе, позволяющем пациенту обдумывать их и реагировать на них?
- Убеждался в том, что пациент понял и усвоил сказанное, прежде чем предоставлять дальнейшую информацию?
8. Врач взял уместную паузу после сообщения плохих новостей?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Врач:
- Дождался того, чтобы новости относительно диагноза и его сути дошли до сознания пациента?
- Дал пациенту время для ответа?
- Уместным способом прервал молчание, если пауза затянулась?
C. Выявление опасений пациента. В этом разделе обращается внимание на то, пытался ли врач активно получить ясную идею относительно личных последствий и значения новостей для пациента, а также относительно озабоченностей, ими вызванных.
9. Врач специально предлагал пациенту задавать вопросы?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Возможно, врачу придется неоднократно предлагать пациенту задавать вопросы.
10. Врач предпринял очевидную попытку получить полный перечень озабоченностей пациента?
Совершенно верно 5_4_3_2_1 совсем нет.
Врач выяснил:
- Каковы чувства и эмоции пациента относительно только что сообщенных новостей?
- Каковы беспокойства пациента относительно лечения?
- Каковы беспокойства пациента относительно прогноза?
- Каковы беспокойства, вызванные обстоятельствами, связанными с семейными и личными отношениями?
- Каковы беспокойства пациента относительно влияния на его/ее социальные обстоятельства, например на работу?