только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 9 / 21
Страница 1 / 3

Организация медицинского обеспечения населения, отселяемого из зон наводнений

Структура и величина потерь среди населения при наводнениях могут изменяться в зависимости от плотности населения, проживающего в зоне затопления, своевременности оповещения, расстояния населенного пункта от места начала наводнения, времени суток, скорости движения и высоты волны прорыва, температуры воды и окружающего воздуха и других факторов.

Для организации медицинского обеспечения населения при наводнениях необходимо знать следующие факты:

  • масштаб территории затопления;
  • количество пострадавшего населения, оказавшегося без крова, продуктов питания и питьевой воды;
  • количество лиц, подвергшихся отрицательному воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов.

Эвакуация легко пораженных может быть организована пешим порядком (при отсутствии транспорта), а пораженных, находящихся в тяжелом и среднетяжелом состоянии, эвакуируют на имеющемся санитарном транспорте или транспорте общего назначения.

Ответственность за эвакуацию пораженных из очага несут руководители сводных отрядов спасателей, руководители объектов или представители местной администрации района, руководящие спасательными работами.

Медицинскую помощь лицам, пострадавшим при катастрофическом наводнении, организуют как на затопляемой, так и на прилегающей к ней территории. Она включает проведение мероприятий по извлечению пострадавших из воды, их доставку на специальное плавающее средство или берег, проведение комплекса противошоковых и реанимационных мероприятий.

Лиц, не нуждающихся в медицинской помощи, из временного пункта сбора направляют на сортировочно-эвакуационные пункты, развертываемые, как правило, совместно с подвижными пунктами питания, вещевого снабжения и подразделением подвоза воды. Здесь пострадавшее население должно обогреваться, переодеваться в сухую одежду, получать питание и подготавливаться к эвакуации в места расселения или (при необходимости) в ближайшие к району затопления лечебные учреждения.

Самой эффективной, но и самой трудоемкой защитой населения от поражающих факторов ЧС является его эвакуация в безопасные районы.

Эвакуация населения представляет собой комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах.

Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны воздействия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, колледжей и др.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации по их указанию осуществляется экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Эвакуация является составляющей частью мероприятий гражданской обороны, поэтому общее руководство эвакуацией населения осуществляется руководителями (ответственными за состояние гражданской обороны) ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых органов управления через соответствующие комиссии по ЧС, а непосредственно организуют и проводят эвакуационные мероприятия эвакуационные органы, создаваемые главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГО ЧС соответствующего уровня. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями МЧС России.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация