только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 26
Страница 1 / 4

Глава 7. Медицина эпохи Возрождения в Западной Европе

Эпоха Возрождения (Ренессанса), продолжавшаяся с XV в. по середину XVII в., является переходным этапом на пути от Средневековья к Новому времени. Этот период характеризуется переменами в экономической, политической и культурной жизни. Происходил бурный рост городов, развивались ремёсла, торговля, открывалась дорога для появления буржуазного способа производства. Много нового появлялось во всех областях духовной жизни: науке, философии, литературе, искусстве. Возрождение в невиданных ранее масштабах «восстановило во многом утраченные в Средние века связи с культурными традициями Античности — как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой»История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / под ред. Л.М. Брагиной. М.; 1999. С. 7.. Термин «Возрождение» был введён искусствоведом Дж. Вазари в XVI в. для определения наступившей исторической эпохи.

В центре культуры оказался человек, свободно развитая личность, освобождённая от опеки религии и церкви. В Средневековье философы-богословы — Августин Блаженный, Фома Аквинский — выдвинули идею союза веры и знаний. В эпоху Возрождения телес­ная, земная и практическая природа человека рассматривались мыслителями нового направления как первостепенные качества, угодные Богу. Появился человек, верящий в себя и в свой потенциал, инициативный, энергичный, свободный, независимый, творческий. Творчество даёт человеку власть над природой, другими людьми и самим собой. В 1431 г. Лоренцо Валла написал трактат «О наслаждении как высшем благе». Из античной культуры мыслители эпохи Возрождения брали то, что помогало расширить кругозор личности. В новой системе ценностей подчёркивалось право человека на счастье. Важной предпосылкой успеха гуманисты считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигая идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социально-политических порядков. Согласно их взглядам, человек сам должен был определять своё место в мире.

Философ эпохи Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) бесконечно верил в силу человеческих возможностей. Его работа «Речь о достоинстве человека» считается манифестом эпохи Возрождения. «О дивное, возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет!» — восклицал автор. Гуманис­тическое мировоззрение стало одним из крупнейших завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на последующее развитие европейской культуры.

Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494). Галерея Уффици

Период с XV по XVII в. также рассматривается историками как эпоха Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку. Через 6 лет Васко да Гама обогнул Африку, впервые проложив морской путь из Европы в Индию. В 1519–1521 гг. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. Открылись новые возможности для изучения мира, и средневековая замкнутость уходила в прошлое. Формировалась общеевропейская культура.

В различных отраслях знания постепенно утверждалось представление о необходимости опытного метода. Развивались точные и естественные науки. Художники, скульпторы и, конечно, врачи стали в большей степени, чем ранее, увлекаться анатомией. Сохранились множественные анатомические зарисовки Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля.

Леонардо да Винчи (1452–1519) является ключевой для культуры Возрождения фигурой. Его одарённость проявилась очень рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, он прекрасно играл на лире и пел, умел импровизировать. Правда, рисование и лепка больше всего занимали его воображение.

Леонардо да Винчи (1452–1519). Предполагаемый автопортрет

Леонардо да Винчи изучал анатомию человеческого тела, вскрывал трупы людей и животных. Его анатомичес­кие этюды до сих пор поражают нас своей точностью — результатом беспримерных по тем временам познаний. Примером этого является выполненная им «зарисовка положения плода в матке при ягодичном предлежании»Сорокина Т.С. История медицины. М.; 2018. Т. 2. С. 13.. Леонардо да Винчи первым определил количество позвонков в крестце у человека. Он проделал ряд опытов с лягушками и установил, что они моментально умирают, когда им прокалывают спинной мозг. Некоторые его зарисовки фиксируют биение сердца свиньи, проколотого длинной шпилькой. Леонардо да Винчи одним из первых внедрил в анатомию новые методы исследования. Он делал распилы костей, промывал органы проточной водой, использовал воск, исследуя мозг и сосуды. Число анатомических зарисовок, сделанных им, превосходит 570. Леонардо да Винчи на основе изучения математики, медицины, анатомии, астрологии и других наук осуществил синтез теории и практики, предвосхитив появление экспериментальной науки Нового времени. «Наука — полководец, практика — солдаты!» — восклицал Леонардо. Интерес к науке, теории, попытки объединения её с практикой являются отличительными чертами эпохи Возрождения.

Сердечно-сосудистая система и важнейшие органы женщины. Леонардо да Винчи. Ок. 1509–1510 гг.

Позвоночный столб. Леонардо да Винчи. Ок. 1510–1511 гг.

Нормы общественной морали и права, порицавшие анатомичес­кие вскрытия, сформировались ещё в последние века существования Римской империи, в рамках позднеантичной культуры. В Средние века подобные эксперименты производились крайне редко. Для их осуществления необходимо было заручиться разрешением церковных властей, а получить его было трудно. Римский папа Климент VII, чей понтификат продолжался с 1523 по 1534 г., снял многие ограничения на проведение анатомичес­ких вскрытий в образовательных целях, и в этот период Рим стал одним из центров развития анатомии как науки. Первые анатомические вскрытия представляли собой спектакль и проводились не ради научных исследований, а ради демонстрации университетским профессором своих знаний и умений. Облачившись в длинное платье, он садился на высокий стул и зачитывал выдержки из работ Галена, относящиеся к делу, в то время как ассистент вскрывал труп и показывал аудитории названные органы.

Плод в матке. Леонардо да Винчи. Ок. 1511 г.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация