Возникновение врачевания и народной медицины уходит корнями в глубокое прошлое. Термин «медицина» произошёл от латинского слова «medicare» — назначать лечебное средство, лечить. Задолго до появления науки существовала медицинская практика, накапливался материал, который потом занял достойное место в медицинской науке.
Начиная с эпохи Научной революции принято выделять три основных этапа развития науки: классическую науку XVII–XIX вв., неклассическую науку первой половины и середины ХХ в. и современную постнеклассическую науку. Если под наукой понимать её зрелое состояние, то в XVII–XVIII вв. она не может считаться вполне классической наукой. В этот период зрелости достигла только одна наука — механика. С неё начинается созревание науки в целом, но это — лишь первый этап данного процесса.
Познание сложного начинают с простейшего. В самой классической механике Ньютона–Эйлера, а под её влиянием и в других науках мир рассматривается как совокупность законченных и в принципе неизменных объектов, которые взаимодействуют по неизменным законам. На самом деле, происходила идеализация действительности. На этом строились линейная оптика Х. Гюйгенса, Б. Паскаля и Р. Бойля, электростатика от Б. Франклина до Ш. Кулона, биология К. Линнея с её жёсткой классификацией организмов и т.д. В гуманитарном познании тоже появился такой подход, например, в теории исторического круговорота Дж. Вико (XVIII в.), в распространении утопического социализма, когда сущность человека трактовалась как нечто нетворческое, неизменное. Этот метод Т. Гоббс и Дж. Локк перенесли из естествознания в философию. Г. Гегель назвал его метафизическим.
Следует подчеркнуть и черты идейного облика науки того периода, связанного со стилем мышления. Это, во-первых, креационизм — убеждение в том, что мир сотворён богом в неизменном виде. У учёных это принимало форму деизма: бог, однажды создав мир, наделил его определёнными чертами и больше не вмешивается в его функционирование. Во-вторых, это детерминизм — убеждение в том, что все явления целиком определяются причинно-обусловленным взаимодействием отдельных тел. Однако механистический подход не позволял объяснить многое как в бытии природы, так и, особенно, в бытии человека и общества, и это породило сомнение в потенциале познания. Отсюда трагическое разочарование Б. Паскаля в человеческой ценности науки, скептические теории Д. Юма и И. Канта. Крупнейший немецкий философ И. Кант был уверен, что наука не способна выйти за пределы детерминистской причинности.
И только во второй половине XIX в. фундаментальные естественные науки достигли зрелости. Развернулась борьба между креационизмом и активно развивающимся эволюционизмом.
С открытием единства клеточного строения живого вещества (в 1839 г. Т. Шванн разработал теорию клеточного строения животных и растений и др.) биология полностью созрела как наука, причём именно на почве теории эволюции.
Благодаря возникновению органического синтеза (вторая половина 1820-х гг. — Ю. Либих, Й. Берцелиус), созданию А.М. Бутлеровым теории химического строения (1861) и открытию Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов (1869), научной зрелости достигает химия. Зрелость выражалась в построении общей линии развития. Таблица Менделеева — это наглядное воплощение одного из основных законов эволюции — закона отрицания отрицания.
Физика в эту эпоху «достраивается» созданием электродинамики, появилось понятие физического поля (М. Фарадей, Г. Герц, Дж. Максвелл, Х. Лоренц и др.). Фактическим лидером естествознания стала термодинамика. Эту смену лидера часто упускают из виду, хотя она исторически обусловлена созданием парового привода и развитием его применения в промышленности. Между тем именно на основе термодинамики к середине XIX в. был сформулирован один из главных законов естествознания — закон сохранения и превращения энергии (Р. Майер, Г. Гельмгольц, В. Томсон, Р. Клаузиус). На этой же основе возникла статистическая физика (вновь Дж. Максвелл, У. Гиббс, Л. Больцман и др.). Смена лидера в естествознании также связана с эволюционным осмыслением действительности. Если для механики все процессы в конечном счёте обратимы, то термодинамика фиксировала фактическую их необратимость.
Однако и на протяжении XIX столетия механистический стиль мышления оставался ещё очень влиятельным, хотя он постепенно превращался в свою противоположность.
Не только в естествознании, но и в сравнительно-исторических исследованиях утверждался эволюционизм: появились диалектика в немецкой классической философии Г. Гегеля, позитивистский эволюционизм Г. Спенсера.
Медицина — это прежде всего социальная наука. Большинство авторов до сих пор рассматривают её как науку и практику распознавания и лечения болезней, избавления от патологий.
Существует важный вывод гуманитариев, подтверждающий применительно к естественным наукам так называемые фундаментальные открытия в области науковедения, сделанные в ХХ в. Согласно ему, человечество выживает физически, существуя как сообщество индивидов, в одном и только в одном случае: если люди будут успешно добиваться самореализации, не вредя интересам других представителей общества.
Естественные науки, медицина — это всё-таки именно о человеке, физически существующем на нашей планете исключительно благодаря своей способности к целесообразному и произвольному поведению. Исторический путь медицины — это события, этапы, избавление от неверных методов и пропаганда здорового образа жизни.
В данной работе мы поставили цель проследить зарождение и становление истории медицины, создание первых медицинских банков знаний путём использования накопленного опыта, обобщения и обогащения его.
Знание истории медицины позволяет значительно расширить кругозор не только учёного, но и практика, даёт возможность оценить настоящее, предохраняет от односторонних суждений, показывая, что самые разносторонние мнения и системы могут нести значительную долю истины. История медицины учит врача скромности, демонстрируя, как до сих пор несовершенно и беспомощно человеческое знание в борьбе с могущественными законами природы. Во все времена врачи стремились исследовать эти законы на благо человечества, и наградой за труд врача является признание.