В истории мировой цивилизации Византия занимает особое место. Она была наследницей греко-римской античной культуры и соседствовала с Востоком. Византийская цивилизация, в отличие от западноевропейской, испытала значительно меньшее влияние варварских народов.
Византийская империя возникла в IV в. при распаде Римской империи на Западную и Восточную (собственно Византию) и просуществовала до середины XV в. В 1453 г. она была захвачена турками-османами и вошла в состав Османской империи. Столицей Византийской империи был город Константинополь, основанный императором Константином I в 324–330 гг. на месте бывшей греческой колонии Византия.
В Византийской империи произошёл уникальный по меркам мировой истории синтез античной и христианской культур. Римское право, уважительное отношение к частной собственности, элементы выборности в системе управления государством здесь были сохранены. После раскола христианского мира (1054 г.) на католический и православный Византия стала центром православного мира, очагом высочайшей православной культуры.
Одной из характерных черт византийской цивилизации была особая роль государства и правителя. Конечно, Византия не была восточной деспотией, но она не была и античной демократией. Отечественный исследователь Д.А. Казанцев отмечает: «На протяжении десяти веков существования жёстко централизованного и вертикально упорядоченного Византийского государства там сохранялись идеи свободы, в том числе в политической сфере»Казанцев Д.А. Власть и право в общественном сознании Византии и Древней Руси // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 2. С. 83.. За подданными императора признавался определённый набор естественных прав, но государство всегда обладало широкими полномочиями и при этом не знало раздробленности, которую пережили европейские страны.
Другой отличительной чертой античного наследия и особенностей православия были отношения церкви и государственной власти. Православная церковь всегда идеологически поддерживала власть царей, но никогда не стремилась к политическому лидерству. Культура Византии оказала влияние и практически сформировала черты всего православного мира. Миссионеры, священники из Византии несли на земли Руси, Болгарии, Грузии и других стран вместе с религией каноны культуры, православной теологии, медицины.
В Византийской империи получила развитие система оказания медицинской помощи раненым воинам. В VI в. в армии стали создаваться специальные санитарные отряды из физически сильных солдат по 8–10 человек на каждые 200–300 воинов. Они ездили верхом на лошадях и подбирали раненых воинов.
В 425 г. в Константинополе была учреждена академия — Аудиториум, где преподавали философию, медицину, риторику и право, позже была также создана Высшая медицинская школа.
В 1136 г. была открыта рассчитанная на 50 коек царская больница, где опробовались диеты, лекарства и практическая терапия. Постоянно строились больницы при монастырях. Только в Константинополе находилось 70 монастырей, а больницы в виде приютов предназначались для нищих, убогих, калек, обездоленных и заболевших путников.
Аэций Амидийский (502–575) является одним из наиболее выдающихся врачей, чья деятельность позволила сохранить наследие античной медицины и расширить научные представления о ряде сфер медицины. Обращаясь к изучению щитовидной железы, он описал простой и экзофтальмический зоб. Аэций Амидийский первым охарактеризовал результаты применения на практике перевязки плечевой артерии при аневризме. По мнению ряда авторов, в составе его «Четверокнижия» можно найти справочник по офтальмологии, уровень которого в Европе не будет превзойден ранее XVIII в.
Аэций Амидийский. Contractae ex veteribus medicinae tetrabiblos. 542 г.
Александр Тралльский (ок. 525–ок. 605) является автором фундаментальной книги о различных вопросах терапии, трактата о лихорадке, письма о кишечных глистах, работы о переломах и ранениях, а также, возможно, ещё нескольких трудов. Он разработал собственные методы лечения больных с душевными расстройствами.
Александр Тралльский держит свою книгу. IX в. Национальная библиотека Франции, Париж
Широкую известность в средневековой Европе и в арабо-мусульманском мире получила подлинная медицинская энциклопедия Павла Эгинского (ок. 625–ок. 690) — «Медицинский сборник в семи книгах». Первые пять её книг посвящены вопросам терапии, шестая — хирургии, седьмая — фармакологии. Павел Эгинский составил подробные описания операции по трахеотомии. Он являлся авторитетным специалистом в сфере акушерства и женских болезней.
Первая страница первого издания «Эпитоме» Павла Эгинского, вышедшего в 1528 г. в Венеции
Таким образом, Византия смогла сохранить и приумножить наследие античности, она стала родиной высшей школы, положила начало семейной традиции в образовании, появились целые династии учёных в разных областях. Философия, математика, история, астрономия и медицина становились приоритетными наряду с богословием. Медицина Византийской империи заложила основу современной западной медицины.
Захват крестоносцами Константинополя в 1204 г. привёл к распространению византийских медицинских институтов и в Западной Европе. Так, начиная с 1250 г. в некоторых городах Франции и северной Италии появились госпитали на 200 коек с большим медицинским штатом, и в центре общины были поставлены вопросы необходимости заботы о больных.