Термин «Средневековье» возник в эпоху Возрождения. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. На самом деле всё обстояло гораздо сложнее. Это была трудная, многообразная, противоречивая культура, как и всё средневековое общество.
Великое переселение народов привело к тому, что десятки племён устремились к завоеванию новых территорий. Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила своё существование, а на её земле возникли десятки варварских королевств.
Падение Римской империи. Томас Коул. 1841 г.
Становление средневековой цивилизации происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племён (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим важнейшим фактором стало христианство, которое не только составило духовную основу, но и играло интегрирующую роль. Христианство предлагало средневековому человеку систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нём силах. Высшей целью христианство объявило спасение человека, которое возможно только в лоне церкви. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как «заражённой» грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда — проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке.
После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения её наследия, чему способствовало изучение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов. Знание латыни позволило освоить не только римское право, но и философию и медицину.
Принципиальная роль в развитии европейской средневековой цивилизации принадлежит средневековым городам. В городах формировался особый тип общественных отношений — индивидуализм и личная свобода. «Городской воздух делает человека свободным» — гласила немецкая правовая норма. В XI–XII вв. многие города добились самостоятельности от феодалов. Стали появляться города-коммуны, города-республики, города-государства.
Врачи в основном практиковали в городах. Корпорации врачей и хирургов в средневековой Европе были разделены — хирургию в течение многих веков воспринимали как ремесло. Качество медицины было низким, количество врачей незначительным. Малое число текстов Гиппократа и Галена было доступно в переводах, сделанных в Cеверной Италии около 550 г. Нельзя было получать медицинское образование вне религиозной общины.
Средневековое общество было сословным и корпоративным. Средневековый человек мог существовать и спокойно себя чувствовать, лишь будучи членом какого-либо объединения (корпорации) — сельской или монастырской общины, ремесленного цеха, купеческой гильдии, рыцарского ордена и т.д. Корпорации обеспечивали экономическую, физическую и духовную защиту своих членов. Внутри корпорации существовала жёсткая иерархия. Принадлежность к той или иной корпорации, как правило, обозначалась внешними атрибутами. Например, врачи носили замшевые перчатки до локтей и береты.
Книга гильдии цирюльников Йорка (1475–1499). Британская библиотека
Грамотность и образование были привилегией аристократов. Средневековое образование носило преимущественно религиозный характер. В результате интенсификации культурных контактов с арабским миром возродился интерес к изучению античного наследия.
В монастырях с IX в. стали появляться медицинские школы, выросшие вокруг основных соборов. Так, например, появилась школа в Лионе во Франции. Только около 150 медицинских текстов сохранилось сегодня с 800–1000 гг. и в более поздний период — не более 1000 во всей Европе. В англо-саксонской медицине в Англии использовался родной язык в объяснении основных черт греческих учений, в описании некоторых лекарств, рецептов с восточного Средиземноморья. Врачи в основном советовали положиться на Бога и молиться.
Положение в средневековой медицине стало меняться к середине XI в., когда появилась высшая врачебная школа в Салерно на юге Италии. Она просуществовала до 1811 г., а затем передала свои права университету в Неаполе. Здесь не только лечили больных, но и обучали медицинскому делу, существовали целые корпорации врачей, к медицине стали относиться как к искусству, изучая опыт греческой и арабской медицины. Салернская врачебная школа была светским заведением, а финансировалась она за счёт города и оплаты обучения. Слава о ней очень быстро распространилась по всей Европе. Салерно называли городом Гиппократа. Врачи этой школы умело соединяли теорию с практикой. В то время как значение монастырей в Европе снижалось, известность этой школы росла. Огромное влияние на развитие медицины оказал Константин Африканский (ок. 1020–1087), монах из Монтекассино, тунисский врач из Карфагена, который блестяще перевёл на латынь около 1200 греческих и арабских текстов. Он сделал медицину античности и арабского мира доступной, восстановил освоение учения Галена, дал собственные комментарии ко многим текстам, положил начало новой философской дискуссии. В 1250 г. он продемонстрировал анатомию на животных. Мысли Галена соединились с достижениями арабской медицины, в частности трудами Ибн Сины. Именно в Южной Италии был создан «Салернский кодекс» — латинская поэма в стихах, переведённая на многие языки, которая помогала распространять знания о правильном питании по всей Европе. В 1240 г. король Фридрих II издал декрет, по которому Салернская школа получила право присваивать звание врача и давать лицензию на практическую медицинскую деятельность.
Миниатюра, изображающая Салернскую медицинскую школу. Копия «Канонов врачебной науки» Авиценны. XI–XII вв.