Специфика восточнославянской цивилизации была обусловлена совокупностью как природно-климатических, так и геополитических факторов. На протяжении веков славянская цивилизация расширялась на север, юг и восток. Происходила колонизация новых территорий, вливались новые культуры, происходила их ассимиляция со славянской.
Древнерусское государство складывалось на открытом незащищенном пространстве, что делало его уязвимым для угроз извне. Международная обстановка сильно влияла и на древний путь «из варяг в греки», связывающий между собой земли восточных славян ещё с догосударственных времён. Отечественная цивилизация возникла между Востоком и Западом, впитав многочисленные аспекты разных культур. Для европейцев Россия всегда была Востоком, для азиатов — Западом. На самом деле, прав был Н.А. Бердяев, подчеркивая: «Россия должна сознавать себя и Западом, и Востоком, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем». Эта специфика вошедших в жизнь Руси черт Запада и Востока во многом определяла историю восточного славянства, принадлежащего к огромной семье индоевропейских народов.
История российской государственности ведёт своё начало с 862 г., но власть княжившего тогда в Новгороде Рюрика распространялась только на север восточнославянских земель. В 882 г. в результате похода князя Олега возникло единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Государство создавалось на прогрессивной для того периода основе — феодальной. Славяне фактически не знали рабства. В Киевской Руси стали быстро расти города: если при объединении летописцы насчитывали 24 города, то при распаде государства в конце XII в. их было уже 240. Среди них старейшие города: Киев, Великий Новгород, Смоленск, Галич, Любеч, Псков, Владимир, Ростов Великий и др.
Остромирово Евангелие, 1056–1057 гг.
Огромное влияние на формирование древнерусской цивилизации оказала Византия. Олег в 907 и 911 гг. заключил два выгодных договора с Византийской империей. Эти отношения были продолжены при последующих князьях. В отличие от Византии, Русь очень долго сохраняла языческие традиции.
В 980 г. к власти в Киеве пришел князь Владимир, прозванный «Красное Солнышко», начавший первую крупную идеологическую реформу, систематизацию религии. Он попытался поставить во главе языческого пантеона Перуна, подчиняя ему всех остальных богов. Политически это было оправданно, т.к. значительно укрепляло положение князя и его дружины, способствовало единению государства. Реформа шла тяжело, насаждалась силой, и Владимир решил перейти к новому этапу — принятию христианства. Предпочтение отдали христианству в его православном варианте, что было обусловлено давними связями с Византией, её могуществом и местом православной церкви в государстве. Владимир крестил Русь в 988 г.
Принятие христианства ускорило развитие славянской цивилизации в европейском направлении. Христианство способствовало развитию культуры, в том числе медицинской. Киевская Русь интегрировала влияние Византии, халифатов и других государств. Крещение Руси способствовало развитию письменности и образования. При монастырях появлялись школы, где обучали грамоте и богословию.
Ярослав Мудрый проявлял особый интерес к книгам, приглашал на службу просвещённых деятелей, которые занимались переводами с греческого на старославянский язык. В летописи «Повесть временных лет» указано, что Ярослав «любил книги и, много их переписав, положил в церкви св. Софии, которую создал сам». При дворе великого князя, храмах, монастырях появились библиотеки.
Издревле на Руси развивалась народная медицина, она была связана с формированием языческой веры, а затем с принятием христианства. Врачеватели-язычники были среди волхвов — так называли на Руси знахарей. Медицина считалась ремесленным делом. Медицинских ремесленников называли лечцами. Это были народные лекари, искусство врачевания которых передавалось из поколения в поколение. Мы находим подтверждение этому в многочисленных рукописях, в том числе берестяных грамотах.
В первом письменном сборнике законов Древнерусского государства — «Русской Правде», которая начала составляться по инициативе Ярослава Мудрого, содержится указание на оплату лечцу «мзды» за лечение пациента. Пострадавшему от лечения за ущерб, нанесённый здоровью, лечцы должны были платить штраф в государственную казну. Тому, кто лечит, необходимо вознаграждение. В «Правде Ярославичей» это вознаграждение называлось «лечебным».
Как и в других странах, среди лечцов на Руси формировалась специализация. Существовали костоправы, специалисты по коже, внутренним болезням.
Использовали лекарства растительного, животного и минерального происхождения. Очень хорошо были известны целебные свойства минеральной воды. Нарзан называли «богатырь-вода» и использовали для лечения. Огромной популярностью пользовались растительные средства: полынь, крапива, подорожник, цветы липы, листья берёзы, лук, чеснок и т.д. Позже это всё было описано в травниках. До нашего времени дошло более 250 травников и лечебников.
Киевские князья использовали для лечения своих близких как возможность приглашать зарубежных врачей-профессионалов, так и опыт старцев. Так, в Киево-Печерском монастыре работал врач-инок Агапит, вылечивший Владимира Мономаха.
Агапит Печерский. Реконструкция по черепу С.А. Никитина, 1986
Таким образом, наряду с народной медициной, на Руси развивалась и монастырская медицина. Подобно Европе, к болезни относились как к греху, и исцеление рассматривалось как «прощение». Монастырские больницы существовали в Киеве, Новгороде, Смоленске, Львове. В них хранились книги, делались переводы, проходило обучение медицине.
Оказание помощи больным при монастырях
При Киево-Печерском монастыре, основанном в 1051 г., существовали специальные комнаты, где монахи ухаживали за больными. За исцелением сюда приходили совершенно разные больные со всех концов Киевской Руси. Здесь врачевал лечец Антоний (983–1073), обучившийся медицине в монастыре в Византии. Лечцы пользовались большим уважением и авторитетом. Основы врачебной этики содержатся в «Киево-Печерском патерике».