только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 16
Страница 1 / 5

Глава 2. Методы физического обследования больного. Расспрос больного

Обследование больного с помощью наших органов чувств — осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация — называют физическим (физикальным) исследованием. Чтобы не пропустить какие-либо симптомы и выяснить состояние функций всех органов, пациента расспрашивают по определенной системе (status functionalis). Расспрос включает выяснение жалоб, затем истории заболевания и истории жизни больного. Несмотря на то что информация, получаемая при расспросе больного (субъекта), субъективна, расспрос следует вести объективно.

Умение расспросить больного, собрать его анамнез приходит не сразу. Если предоставить больному возможность самому излагать жалобы, историю заболевания и жизни, то врач получает неполные, неточные данные. Задача врача при расспросе заключается в «переводе» языка пациента, то есть того, какими словах он излагает свои ощущения и восприятия болезни, на язык медицинских терминов, понятий и симптомов. Расспрос — это не пассивный процесс механической фиксации ответов больного, а работа, планомерно организуемая во время дифференциально-диагностического обдумывания сообщаемых больным сведений. При расспросе больного врач не должен забывать, что перед ним находится не просто объект исследования, а больной человек, который также наблюдает и изучает самого врача. Успех расспроса больного во многом зависит от врачебного такта, умения установить с больным отношения взаимного уважения и доверия. В случае несоблюдения этих правил больной может увести мысль врача в сторону от правильного диагноза.

Следует учитывать, что каждому больному присущ свой тип высшей нервной деятельности, определяющий отношение его к врачу, своей болезни, форму изложения мыслей, поведение и т.д. В практике часто приходится встречаться с болезненно измененной психикой больного, развившейся под влиянием тяжелых или длительных соматических страданий. Во время работы врач получает от пациента информацию, имеющую личностную окраску. Все люди по-разному реагируют на болезненные ощущения, испытываемые в связи с тем или иным заболеванием. Об этом писал еще С.П. Боткин: «Люди с недостаточно развитой способностью анализировать свои ощущения встречаются чрезвычайно часто, … с другой же стороны нередко встречаются субъекты, передающие свои ощущения в преувеличенных размерах». Действительно, нередко меланхолик впадает в панику от незначительных необычных ощущений со стороны внутренних органов, и на этой почве у него возникает ряд условно-рефлекторных патологических реакций, тогда как флегматик и сангвиник могут не обратить на эти же ощущения никакого внимания.

Больные с высоким уровнем нейротизма придают исключительно большое значение каждому, даже незначительному неприятному ощущению. Такие пациенты считают важными все свои ощущения и, чтобы что-то не упустить, старательно записывают их, ведя своеобразный дневник. Часто больные забывают о некоторых фактах своей болезни или подолгу останавливаются на симптомах и событиях, которые не имеют большого диагностического значения и несущественны для настоящего заболевания. Пациент может искусственно преувеличивать какие-то проявления заболевания (агравация), называть отсутствующие на самом деле проявления болезни (симуляция), скрывать патологические признаки (диссимуляция). Порой больные не решаются сообщить врачу или даже тщательно скрывают имеющиеся у них заболевания либо вредные привычки (например, венерические болезни, синдром приобретенного иммунодефицита человека, пьянство, наркоманию).

В процессе расспроса больного следует учитывать степень его интеллектуального развития. Расспрос больного как с очень высоким, так и с крайне низким уровнем интеллекта может быть в равной степени затруднителен. Интеллектуально развитые личности нередко стараются подавить врача, навязывают свое мнение о состоянии здоровья, способах лечения, требуют выполнения «модных» способов диагностики, настаивают на приглашении маститых консультантов. И напротив, при общении с пациентами, имеющими низкий уровень интеллектуально развития, возникают трудности понимания пациентом вопросов врача, а врачом — ответов пациента. Приходится заниматься переводом «с русского на русский». Так, однажды на мой вопрос: «На что жалуетесь?» — больная ответила «В мусло рыгнуло!». При дальнейшем расспросе выяснилось, что больную беспокоит острая боль в области тазобедренного сустава, возникшая после падения, а рентгенологически был выявлен перелом шейки бедренной кости.

По мнению виртуоза расспроса профессора Г.А. Захарьина, расспрос — медленный и тяжелый путь. Между тем субъективные ощущения больного становятся путеводной нитью для врача в его работе с больным (Боткин С.П.). Вообще же врач любой специальности обязан вести беседу с пациентом, обладая навыками гомилетики (науки об искусстве общения).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация