только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 22
Страница 1 / 21

Глава 2. Организация наркологической помощи

2.1. Система оказания наркологической помощи

Е.А. Кошкина

История становления

Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и других ПАВ остается актуальной проблемой. В этой связи приоритетным является совершенствование организации наркологической помощи для повышения ее качества.

Роль государства в этом контексте выражается в том, что лечением и профилактикой наркологических заболеваний занимаются органы здравоохранения во взаимодействии с другими ведомствами и службами. При этом приветствуется участие негосударственных коммерческих организаций.

До 1975 г. оказание наркологической помощи осуществлялось в рамках психиатрической службы страны. Потребность в оказании лечебно-профилактической помощи в связи с распространенностью злоупотреблением алкоголем возрастала. В 1975 г. Коллегия Минздрава СССР приняла решение о создании самостоятельной наркологической службы и затем Приказом Минздрава СССР № 2127/12-25 от 20 августа 1976 г. было утверждено «Положение о наркологическом диспансере».

В основу деятельности по оказанию специализированной помощи был положен принцип диспансеризации, то есть динамическое наблюдение за больным в процессе его лечения и реабилитации. Динамическое наблюдение подразумевало оценку результатов лечения по срокам ремиссии, достижение которых является основанием для снятия с наблюдения по выздоровлению [1].

Наркологический диспансер, организованный по территориально-административному принципу, стал основой для оказания специализированной наркологической помощи, включая первичную, вторичную и третичную профилактику. В структуре наркологического диспансера были предусмотрены кабинеты врачей-наркологов

по оказанию амбулаторной помощи детскому и подростковому населению, кабинеты экспертизы опьянения, психологов и врачей-специалистов, консультации которых проводятся при оказании наркологической помощи. Помимо амбулаторной деятельности, диспансер включал оказание специализированной стационарной помощи. С этой целью развертывались стационарные отделения, отделения дневного стационара (ДС) и ночные профилактории. В состав наркологического диспансера входили отделения при промышленных предприятиях, которые создавались на договорных началах.

Наркологический диспансер организовывал и координировал с различными административными органами, ведомствами и общественными организациями работу по профилактике наркологических заболеваний.

В отдельных случаях вопреки желаниям больного предусматривалось принудительное лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел СССР по постановлению суда.

С начала 1990-х годов наркологическая служба претерпела значительные изменения. Практически полностью были ликвидированы наркологические отделения на промышленных предприятиях. В июле 1994 г. в Российской Федерации была ликвидирована система лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел; лечение в них было признано неэффективным, а содержание — противоречащим Конституции. Тем не менее основная сеть наркологических учреждений была сохранена и даже несколько увеличена. Были сформированы и получили широкое распространение, особенно в крупных городах, коммерческие наркологические центры и клиники в форме обществ с ограниченной ответственностью; по специально выдаваемым лицензиям стали работать частно-практикующие врачи [2–4].

На протяжении последующего периода наркологическая служба претерпела реформирование и модернизацию. Организация наркологической помощи на современном этапе базируется на нормативных документах федерального и ведомственного уровня, регламентирующих деятельность наркологической службы.

Ведущим федеральным нормативно-правовым актом является Федеральный закон 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5]. Также деятельность наркологической службы регламентируется Федеральным законом № 3-ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» [6], государственной антиалкогольной концепцией и антинаркотической стратегией [7, 8], концепцией демографической политики [9].

Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

  • формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации (СМИ) о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
  • разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.

Ведомственные нормативно-правовые акты включают в себя приказы Минздрава России, регламентирующие порядок оказания наркологической помощи, диспансерного наблюдения [10, 11] и МО различных групп населения [12, 13], клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» по всем нозологическим формам.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация