Метод изучения фактического питания по анализу частоты потребления пищи
Центральным звеном в изучении фактического питания по методу анализа частоты потребления пищи является форма-вопросник. Вопросник анализа частоты потребления пищи разработан с целью общей полуколичественной оценки потребления групп пищевых продуктов, пищевых веществ и энергии. Представлен оригинальный авторский методМартинчик А.Н., Батурин А.К., и др. Разработка метода исследования фактического питания по анализу частоты потребления пищевых продуктов: создание вопросника и общая оценка достоверности метода // Вопр. питания. 1998. № 3. С. 8–13.,Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С., Пескова Е.В. Изучение фактического питания с помощью анализа частоты потребления пищи: создание вопросника и оценка достоверности метода // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 5. С. 14–19., впервые разработанный с учетом особенностей питания населения России. Он дает возможность классифицировать (ранжировать) обследуемых по характеру питания и величинам потребления основных групп пищевых продуктов, пищевых веществ и энергии. Метод применим для эпидемиологических исследований взаимосвязи питания и риска развития хронических неинфекционных заболеваний человека.
Структура вопросника
Вопросник включает список продуктов и блюд, указание о типоразмерах порций, числе потребляемых порций и категорий частоты, с которой продукты могли употребляться за предшествующий исследованию месяц.
Первые две колонки вопросника содержат порядковый номер и перечень продуктов, объединенных в группы. Третья колонка (Р) содержит название стандартных бытовых мер веса или объема продуктов — тарелка, стакан, ложка, кусок и т.п., и предлагаемую стандартную массу или объем порций.
Следующая колонка А предназначена для записи числа стандартных (предлагаемых) порций пищевого продукта в граммах или миллилитрах, потребляемых обычно за 1 прием.
Следующие восемь колонок, пронумерованные цифрами 1–8, предназначены для регистрации частоты потребления продуктов.
В последней колонка Б проставляется номер отмеченной колонки, соответствующей частоте потребления, а эта цифра вводится в компьютер и перекодируется в соответствующую частоту потребления продукта в день (см. алгоритм расчета).
Правила заполнения вопросника
Вопросник рекомендуется заполнять специально обученному интервьюеру. Однако при соответствующем обучении он может заполняться самостоятельно респондентом.
Интервьюер называет продукт по порядку перечня и спрашивает респондента, употреблял ли он этот продукт в течение предшествующего месяца. Если респондент ответил, что в течение предшествующего месяца он ни разу не ел указанный продукт, то обязательно заполняется крест-накрест ячейка в колонке под номером 1, соответствующая этому продукту. После этого интервьюер переходит к следующему продукту.
Если респондент ответил, что он употреблял этот продукт за последние 30 дней, то интервьюер задает вопрос, как часто респондент употреблял этот продукт. При этом интервьюер прочитывает категории частот, предложенные в заголовке колонок 1–8 и выбирает ту частоту, которую называет респондент. Интервьюеру следует задать уточняющий вопрос в подтверждение выбранной частоты. Убедившись в частоте потребления, интервьюер зачеркивает крест-накрест клетку, соответствующую данному продукту и категории частоты его употребления.
После регистрации частоты потребления продукта выясняется и записывается в колонке А число стандартных (предложенных) порций продукта, обычно употребляемых за один прием при указанной частоте потребления.
Порядок описания каждого продукта:
- употреблял ли респондент этот продукт в течение истекших 30 дней месяца;
- «нет» — переход к другому продукту;
- «да» — выяснение частоты потребления: как часто употреблялся этот продукт?
- установление величины обычно употребляемой порции.
Рекомендации по установлению частоты потребления
Если респондент не употреблял указанный продукт, то ответ однозначно отмечается в колонке 1.
Потребление продукта лишь несколько раз в месяц, но явно реже, чем 1 раз в неделю, классифицируется как частота потребления 1–2 раза в месяц, и зачеркивается клетка в колонке 2.
Если респондент отвечает, что продукт употреблялся примерно 1 раз в неделю или почти каждую неделю, то это нужно классифицировать, как потребление 3–4 раза в месяц и заполнять клетку в колонке 3.
При потреблении продукта несколько раз в неделю, но явно не каждый день, заполняется колонка 4, что означает частоту потребления 2–3 раза в неделю.
Потребление продукта почти каждый день, но необязательно каждый день, следует расценивать как частоту потребления 4–6 раз в неделю и заполнять колонку 5. Но если респондент говорит о потреблении продукта 1 раз каждый день, а иногда и более 1 раза в день, то это означает частоту потребления 1–2 раза в день, при этом зачеркивается колонка 6.