только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 17 / 32
Страница 1 / 13

Глава 14. Болевой синдром у детей

В.М. Делягин, Б.М. Блохин

Общие проблемы

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или потенциальным повреждением ткани либо описываемое в терминах такого повреждения. Боль сопровождает самую разнообразную патологию, что обусловливает необходимость мультидисциплинарного подхода при разработке тактики ведения таких пациентов. Боль может рассматриваться как симптом. Нередко с боли начинается дифференциальная диагностика. Боль в сочетании с сопутствующими признаками (локализация, интенсивность, динамика, изменение мышечной и вегетативной реакций, другие местные и системные признаки) может представать как синдром. Боль бывает острой (часы–недели), рецидивирующей, подострой (2–3 мес) и хронической (более 3 мес). Первые болевые эпизоды с высокой вероятностью сформируются в хронические, если продолжаются более 1 сут, повторяются трижды в первую неделю дебюта, сопровождаются головной болью, а также возникают у детей с эмоциональными проблемами и у детей, мать которых определяет свое здоровье как плохое.

Оценивают боли у детей с учетом их возраста. Критерии оценки: поза, специфический дистресс, выражение лица, вокализация (характер плача), рефлексы, сердцебиение, АД, дыхание, парциальное напряжение кислорода в крови, потовый тест, концентрация катехоламинов, гормонов роста, ГК, глюкагона, инсулина, эндорфинов. Для детей 3 лет и старше применимы визуально-аналоговая шкала, болевой термометр, проективные тесты, опросные листы, дневники, шкала качества жизни.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация