С развитием технологий, появлением новых типов компактных транспортных аппаратов ЭКМО (рис. 10.1, 10.2) расширились и возможности процедуры, и практически пропало понятие «нетранспортабельного пациента» [3–6].
Рис. 10.1. Оборудование для транспортной экстракорпоральной мембранной оксигенации
Рис. 10.2. Оборудование для транспортной экстракорпоральной мембранной оксигенации
Транспортную ЭКМО условно можно разделить на [6, 8, 10, 11]:
- внутригоспитальную транспортировку — процесс перемещения пациентов, осуществляемый медицинским персоналом внутри медицинской организации из одного отделения в другое, для проведения лечебных или диагностических мероприятий;
- межгоспитальную медицинскую эвакуацию. Одной из главных задач ЭКМО является возможность ее применения у пациентов в критическом состоянии вне лечебного учреждения с целью их дальнейшей медицинской эвакуации, либо эвакуация в другое специализированное лечебное учреждение для продолжения лечения или расширения возможностей терапии.
Перед принятием решения о транспортировке производится оценка транспортабельности пациента.
На основании анализа рисков негативного влияния медицинской эвакуации на состояние пациента была разработана модель «Негативное влияние транспортировки на состояние пациента» — шкала ШОТ (Шкала Организации Транспортировки) [6]. Были выделены наиболее значимые факторы, имеющие при этом клиническую значимость:
- x1 — показатель PaO2/FiO2 ≤110, если медэвакуация самолетом, показатель умножается на коэффициент 0,75;
- x2 — возраст пациента ≥65 лет;
- x3 — показатель VIS [1] (Vasoactive Inotropic Score — Общая доза инфузируемых адреномиметических препаратов) ≥4 баллов ×10);
- x4 — показатель PaCO2 ≥55 мм рт.ст.;
- x5 — показатель SvO2 ≤60%;
- x6 — показатель частоты сердечных сокращений ≥127 уд/мин, если масса пациента меньше 10 кг, умножается на коэффициент 0,65;
- x7 — применение ЭКМО.
Если фактор x1–x7 соответствовал условию уровня (точки) отсечения, значит фактор оценивается как 1, если не соответствует — 0.
Формула «ШОТ» имеет вид: y = exp (37 ∙ x1 + 6 ∙ x2 + 20 ∙ x3 +16 ∙ x4 + 21 ∙ x5 + + 27 ∙ x6–27 ∙ x7) / 1 + exp. (37 ∙ x1 + 6 ∙ x2 + 20 ∙ x3 + +16 ∙ x4 + 21 ∙ x5 + 27 ∙ x6–27 ∙ x7),
где у — оценка транспортабельности пациента;
x1–x6 — факторы, оказывающие негативное влияние на транспортабельность пациента;
x7 — фактор применения ЭКМО, оказывающий положительное влияние на транспортабельность пациента, посредством коррекции дыхательной и/или циркуляторной недостаточности.
Результат — 100‑балльная система оценки:
- до 30 баллов — состояние пациента компенсированное, и он может быть эвакуирован;
- от 30 до 70 баллов — субкомпенсированное, пациент может быть эвакуирован только в условиях продолжающейся интенсивной терапии;
- при более 70 баллов — декомпенсированное, пациент не может быть эвакуирован до стабилизации состояния на уровень субкомпенсированного на фоне продолжающейся интенсивной терапии, включая применение ЭКМО, после чего повторно (как правило, через 1 ч) рассматривается возможность выполнения межгоспитальной медицинской эвакуации.
Возможен более простой вариант оценки транспортабельности, изложенный в табл. 10.1 [9].
Таблица 10.1. Оценка транспортабельности пациента
Системы | Показатели | Состояние витальных систем |
Компенсация | Балл | Субкомпенсация | Балл | Декомпенсация | Балл |
Сердечно-сосудистая система | АДсред (мм рт.ст.) | 90–130 | 0 | 50–89 / 131–160 | 1 | <50 />160 | 4 |
Частота сердечных сокращений уд/мин | 60–120 | 40–59/121–160 | <40 />160 |
Центральное венозное давление мм вод.ст. | 60–120 | 0–59 / 121–140 | Отр. />140 |
Добутамин | 0 | До 5 | >5 |
Дыхательная система | Частота дыхания в мин | 10–35 | 0 | 6–9 / 36–50 | 1 | <5/>50 | 4 |
FiO2 % | До 30 | 31–50 | >50 |
StO2 % | 95–100 | 90–94 | <90 |
PEEP см вод.ст. | 0 | До 5 | >5 |
Центральная нервная система | Балл Шкалы комы Глазго | 13–15 | 0 | 9–12 | 1 | <9 | 4 |
Бальная оценка каждой системы производится по наихудшему показателю, сумма баллов трех витальных систем соответствует:
- 0 баллов — компенсированное состояние витальных систем;
- от 1 до 3 баллов — субкомпенсированное состояние витальных систем;
- более 3 баллов — декомпенсированное состояние витальных систем.
Транспортировка пациента на ЭКМО является процедурой высокого риска и должна осуществляться специализированной медицинской бригадой.
До начала любой транспортировки необходимо тщательно проработать логистику всего маршрута, тщательно рассчитать время на всех участках (с учетом возможных задержек), согласовать действия всех участников на всех этапах эвакуации.