только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 12
Страница 1 / 4

Уважительные и нежелательные черты преподавателя высшей школы

Привлекательный преподаватель

От преподавателей медицинских вузов требуется постоянное совершенствование педагогического мастерства для того, чтобы подготовить молодого доктора, способного к оказанию качественной медицинской помощи населению.

Лекция по общей патологии. Источник: https://vk.com/kirovgmainfo?z=photo-64667631_457260289%2Fwall-64667631_8415

При этом компетентность преподавателя включает в себя умение эффективно проектировать, организовывать и контролировать ход и результат учебного процесса. Для успешного и прочного усвоения учебного материала необходимы активные взаимоотношения преподавателя и студента. Культура общения служит альфой и омегой профессионализма преподавателя.

Положительные качества преподавателя выявляются прежде всего при конкурсном отборе на ученом совете университета, где всегда скрупулезно анализируются как профессиональные, так и личные черты претендента, при этом акцентируется внимание на его интеллигентности и способности гарантировать процесс компетенций качества педагогики, воспитательного воздействия на студентов и наклонности к научным исследованиям.

Самая актуальная цель в настоящее время — выучить врачей не только для системы отечественного здравоохранения, но и возможной их дальнейшей работы в других странах. Исходя из этого, преподаватель не должен страдать консерватизмом, отставать от освоения новых современных технологий, а должен стремительно повышать педагогическое мастерство, собственный научный потенциал и эрудицию. В Кировском медицинском университете все преподаватели прошли обучение по теме «Педагогика и психология высшей школы», курсы повышения компьютерной грамотности и получили соответствующие удостоверения и сертификаты.

Каждый преподаватель должен быть звездой своей профессии, благосклонным к обучающимся, передавать им личный неиссякаемый заряд оптимизма и образцы мастерства, убеждая еще и в том, что на алтарь профессии нужно класть все и, как горячая лава, никогда не остывать. Так, например, прославленный летчик Валерий Чкалов призывал стремиться во всех делах быть первым, всегда нацеленным на успех.

Преподаватель с врожденным даром педагога умеет увлеченно и интересно представить для усвоения любой раздел медицины. Следовательно, привлекать к преподаванию необходимо талантливых специалистов, способных вдохновить, мотивировать студентов на основательное познание предмета врачевания.

В первую очередь, нужно обеспечить формирование правильной системы взаимоотношений преподавателя и студентов начиная с первого курса. С точки зрения интенсивности их общения выделяют четыре варианта. Первый составляют преподаватели, которые свое общение со студентами ограничивают узкими рамками дисциплины и учебы. Второй вариант объединяет преподавателей, стремящихся к близкому общению со студентами, но этого не происходит из-за нерасположенности последних к преподавателю. К третьему варианту принадлежат преподаватели, которые с уважением относятся к студентам, пользуются их доверием, но общение с ними по разным причинам случается редко. Наиболее привлекательный вариант — четвертый, когда преподаватель постоянно общается со студентами, и общение имеет высокую степень доверительности. Причем доверие студентов к преподавателю может быть как групповым, так и индивидуальным.

Важная роль в общении отводится типу темперамента преподавателя. Холерики-преподаватели отличаются быстро возникающими чувствами, отражающимися в речи, жестах, мимике; преподаватель-меланхолик склонен к угнетенному настроению, он мрачный, застенчивый, медлительный, диалог ведет «вполголоса». Ясно, что определенные затруднения при общении чаще возникают у преподавателей-меланхоликов (флегматиков), поэтому им надо самокритично оценивать свои особенности характера и стараться нивелировать различия в навыках работы с людьми в различных ситуациях общения.

Обязательными профессиональными качествами преподавателя высокого уровня являются общительность, интерес к студентам и к работе с ними, умение эмоционально проводить занятия, оказывать влияние на учебную деятельность и поведение студентов в требуемом направлении, иметь способность к речевому воздействию, квалифицированно поддерживать обратную связь, управлять настроением, сдерживать себя, не допускать конфликтов, справедливо оценивать студентов (нужно научить, а потом спрашивать), строить общение с опорой на плюсы, осознавая, что все студенты успешно сдали Единый государственный экзамен и вступительные экзамены в вуз, вызвать к себе симпатию и уважение, овладев элементами культурного поведения (жесты, поза, выражение глаз, мимика), а также уместно использовать юмор и комплименты. Сюда же можно прибавить и личные престижные качества преподавателя высшей школы. Это авторитет у студентов, выраженная интеллигентность, культура и эрудиция, глубокие знания преподаваемого предмета, талант доступно излагать изучаемый материал и стимулировать к познанию его студентов слуховыми и зрительными методами воздействия, способность дорожить и гордиться успехами своих студентов, всегда быть в хорошем творческом настроении.

Квинтэссенцией в общении «преподаватель–студент» является то, что время обучения медиков в возраст учителя не зачисляется, посему для омоложения надо стараться чаще общаться со студентами. Также дают энергию для омоложения пожелания преподавателям от студентов:

«Хоть с нами было и проблем порой немало,

И очень трудно было нас подчас понять,

Без нас бы жизнь у вас грустнее стала,

Ведь мы особо не давали вам скучать.

Мы вам терпенья пожелаем на много-много лет вперед,

Пусть вас задор не покидает, душа усталости не знает,

И пусть вас просто непременно вторая молодость найдет!»

Из обзора лучшего отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы явствует, что для альянса и стирания противостояния «преподаватель–студент» во главу угла следует ставить решающие принципы: преподаватель и студент — равные субъекты; вузовцы — это младшие товарищи педагогов. Эквивалентная (одинаковая) тяга одного к другому наступает при совместных посещениях театров, музеев, выставок, фестивалей, спортивных соревнований и матчей. Студенты радуются участию преподавателей кафедры в массовых демонстрациях во время государственных праздников и посещения памятников героям, а также во встречах с ветеранами войны и тружениками тыла в период Великой Отечественной войны. Похвально встречаться с профессорами по темам просвещения и культуры. Поводы могут быть разные. К примеру, профессор С.С. Вайль сам читал лекции по правилам хорошего тона курсантам Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в Санкт-Петербурге. Стало модным в кадетских классах и суворовских училищах знакомить учащихся с красивыми манерами, учить правильно вести себя и танцевать бальные танцы. Согласитесь, во взаимоотношениях в системе «преподаватель–студент» каждый из них, вежливый и культурный, легко приобретает симпатии друг к другу.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация