Верхом совершенствования любого преподаваемого предмета в вузе служат лекции. Администрация учреждения обычно тщательно организовывает лекторский корпус и постоянно не только контролирует дидактические способности лектора, но и оценивает объем его навыков и способность общения со студенческой аудиторией. При анкетировании студентов они отмечают необходимость чтения лекций и указывают на их важность при подготовке к занятиям и экзаменам.
Лекция по философии. Источник: https://mhost.kirovgma.ru/news/2023/11/nedelya-filosofii-2023
Поскольку лекторскому искусству преподавателям негде учиться, стоит изложить наиболее известные методы и способы выхода на трибуну и действия профессора или доцента в роли оратора, основываясь на собственном опыте и данных литературы.
А.В. Толстых (1989) опубликовал в «Медицинской газете» статью «Какой Вы лектор?» и разделил по стилю общения со студентами всех лекторов на две группы. Относящиеся к первой группе стараются эмоционально вступительными словами увлечь студентов и подчинить себе студенческую аудиторию, учитывать ее реакцию. Это авторитарный стиль. Лектор второго типа, «демократичный», идет на поводу у аудитории, не реагирует на шум и отвлеченный разговор студентов, что оборачивается негативными ассоциациями: снижением эффективности выступления, потерей авторитета (престижа) лектора и отсутствием творческого общения со студентами.
Учитывая описанное сообщение А.В. Толстых, мы попросили некоторых студентов охарактеризовать лекторов Кировского медицинского университета и получили 29 письменных оригинальных ответов. По их мнению, очень мало лекторов, отвечающих авторитарному стилю, которые с первых фраз могут консолидировать внимание и заинтересованность студентов материалом лекции и сохранить такой заданный настрой общения полтора часа.
Одновременно студенты с горечью замечали, что порой лектор настолько уткнулся в мелкий текст презентации, что его даже не видно. И получается дистанционное общение только с компьютером. При этом созданная монотонность надоедает, усыпляет и одновременно порождает такую иллюзию, что лектор ждет окончания выступления больше, чем сами студенты. Подобное общение недопустимо.
Практическое занятие по фармакологии. Источник: https://mhost.kirovgma.ru/news/2023/05/nauchnye-issledovaniya-o-zdorovom-obraze-zhizni
Всем известно утверждение: «Удача приходит к тому, кто к ней хорошо подготовился». Следовательно, чтобы заслужить авторитет, перед каждым общением на лекции полагается текст лекции заучить наизусть, а затем повторить его вслух. Подобные репетиции, закрепляющие лекционный материал в памяти в период подготовки к лекциям, обеспечивают уверенность в себе и создают у студентов впечатление свободного владения лектором учебным материалом.
Перед лекцией надо разместить трибуну ближе к слушателям, наладить компьютерную аппаратуру для презентации и положить перед собой часы, после чего начинать энергично говорить, подчеркнув актуальность общения.
Главная идея в том, что, в отличие от учебника, где познавательный материал напечатан сплошным текстом, талантливый лектор благодаря широкому интеллекту и неиссякаемому запасу слов при общении со студентами умеет доступно и неторопливо вести диалог, манипулировать голосом, выделить и сделать акцент на самом важном, повторить трудноусвояемые термины и «не проглатывать» их окончания. (Кто ясно мыслит — тот ясно излагает!)
Преподаватель с опытом в своей речи минимизирует тавтологию (повторения одних и тех же слов), помня совет М. Горького: «Избегайте одинаковых слов на близком расстоянии, в русском языке достаточно синонимов».
Подобные приемы чтения лекции позитивно воспринимаются студентами, так как налицо мотивация интереса и уникальная ситуация, когда легко записывать и запоминать предлагаемый учебный материал.
Будет к месту добавить, что в немалой степени успех лекции дополняется параллельно демонстрируемыми красочными информационными иллюстрациями в виде фотографий больных, макро-, микропрепаратов, схем и таблиц.
Восхищение вызывает такое общение, когда лектор вовремя замечает перегрузку и утомление слушателей, а также спад внимания и тут же вводит релаксацию, то есть делает освежающие отступления, кратко рассказывая какую-либо шутку, небольшой анекдот из области медицинского юмора или историю из жизни замечательных людей. На лекции о сыпном тифе уместно поведать об интересном историческом факте: в Петербурге во время эпидемии данного особо опасного заболевания, переносчик которого — вши, по всему городу были развешаны плакаты с текстом В.В. Маяковского: «Вошь бей весь год сплошь, а на этой неделе набей руку на этом деле». Осваивая холеру, можно вспомнить о смерти из-за нее П.И. Чайковского. От гриппа (испанки) умер лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Французского писателя Оноре де Бальзака погубил «антонов огонь» — гангрена стопы. А. Грин скончался от первичного множественного рака (легких и желудка).
Студенты хорошо запоминают осложнение скарлатины, если им сообщить о Константине Эдуардовиче Циолковском и Людвиге ван Бетховене, у которых после скарлатины в детском возрасте развился гнойный отит, и они оба стали на всю жизнь глухими. О В.М. Бехтереве надо говорить, когда лекция посвящена ревматической патологии, включая ревматоидный спондилит — болезнь Бехтерева. Фамилия Шаляпина должна быть в теме «Сальмонеллезы», поскольку опасность сальмонеллеза у птиц требует использовать яйца только после предварительной варки. В сыром виде теперь яйца не употребляют. Время Шаляпина прошло, когда Федор Иванович перед концертом для звучания своего басовитого голоса выпивал пару яиц.
Особый аргумент в общении со студентами — внешняя привлекательность выступающего. Создают уважение и желание подражать аккуратно и прилично одетые лекторы с классической прической, в элегантном костюме с белой рубашкой и галстуком. Известные профессора Д.И. Головин и М.Г. Привес всегда появлялись на лекции с бабочкой вместо галстука.
Джинсы и спортивные штаны для лектора — табу. У женщин должны быть неяркий макияж на лице, скромное декольте, минимум бижутерии и строгое платье.
Признак дурного тона и бескультурья — опоздание на лекцию либо задержка студентов из-за затягивания лекции. Кроме того, во время лекции оратору нельзя расхаживать по аудитории, стоять спиной к слушателям при обсуждении слайдов и таблиц, держать руки в карманах, скрещивать их за спиной, на груди или животе, опираться ими на бедра, энергично жестикулировать. Все упомянутое отвлекает внимание слушателей. При кашле, чихании, икоте обычно прикрывают рот рукой или носовым платком и не забывают сказать «извините».