только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 1 / 15
Страница 1 / 1

Предисловие

Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те,
к кому мы обращаемся, слушали не только без труда,
но и с удовольствием, и, чтобы захваченные темой
и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть.

Б. Паскаль

Данное учебное пособие составлено для теоретических и практических занятий в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы делового общения» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Деловое общение — сложный, многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, решение конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. В каждом обществе существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении. От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения.

Владение основами культуры позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе. В настоящее время основы делового общения особенно актуальны для студентов средних профессиональных учреждений медицинского профиля. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с коллегами, пациентами и их родственниками, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с документацией немаловажно для профессионального роста специалиста.

Пособие, включающее материалы лекционного курса по дисциплине «Основы делового общения», знакомит с понятиями этики нормативной и этики деловой, дает представление о формах и средствах делового общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Каждая тема затрагивает этический аспект отдельной проблемы делового общения. Речь идет об этических нормах общения в ходе деловой беседы и деловых переговоров, делового разговора по телефону, при общении с использованием сети Интернет (справки, автобиографии, резюме и т.д.). Даны рекомендации по написанию наиболее распространенных служебных документов: заявления и резюме. Пособие состоит из 9 разделов, в каждом кратко изложена конкретная тема, и в конце книги представлены тестовые задания. Список рекомендуемой литературы содержит перечень литературы. Пособие можно использовать при подготовке к практическим занятиям и к итоговому зачету.

Занятия по данной дисциплине способствуют тому, что у студентов формируются компетенции:

а) общекультурные (ОК):

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2);
  • осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководителями, потребителями (ОК 6);
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК 8);
  • бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10);
  • быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку (ОК 11).

б) профессиональные (ПК):

  • проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения (ПК 1.2);
  • представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства (ПК 2.1);
  • вести утвержденную медицинскую документацию (ПК 2).

В результате изучения обязательной части учебного цикла по дисциплине «Основы деловой культуры» обучающийся должен:

уметь:

  • осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
  • пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
  • передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
  • принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
  • поддерживать деловую репутацию;
  • создавать и соблюдать имидж делового человека;
  • организовывать рабочее место;

знать:

  • правила делового общения;
  • этические нормы взаимоотношений коллегами, партнерами, клиентами, пациентами;
  • основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;
  • формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
  • составляющие внешнего облика делового человека: кос­тюм, прическа, аксессуары;
  • правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно вести себя в ситуациях делового общения, не совершать тех ошибок, которые препятствуют установлению и поддержке норм деловых отношений, вызывают сомнения в его воспитанности и компетенции. Недаром говорят, что «воспитанный человек — не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог».

Для продолжения работы требуется вход / регистрация