Выявление патологии слуха у детей должно осуществляться как можно раньше, до 3–6 мес жизни ребенка. Раннее выявление нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни достигается путем проведения двухэтапного аудиологического скрининга, основанного на автоматической регистрации различных классов ОАЭ (в России чаще всего применяют задержанную вызванную ОАЭ), в учреждениях родовспоможения и детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях, кабинетах) — первый этап. В случае если у ребенка не зарегистрирована ОАЭ, а также отмечается наличие факторов риска по ее развитию, ребенок направляется в сурдологический кабинет или центр. В сурдологических кабинетах и центрах, оснащенных соответствующей аппаратурой, проводят комплексное аудиологическое обследование путем проведения регистрации ОАЭ различных классов, акустической импедансометрии, регистрации слуховых вызванных потенциалов различных классов, вызванных ответов головного мозга на постоянно модулированные тоны (ASSR-тест) — второй этап.
В данном учебно-методическом пособии с целью исключения путаницы в чтении полученных результатов и в практической деятельности следует использовать следующие заключения при проведении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни: ОАЭ зарегистрирована (ответ от наружных ВК получен) и ОАЭ не зарегистрирована (ответ от наружных ВК не получен). Необходимо помнить, что в обоих случаях еще нельзя говорить о наличии или отсутствии патологии слуха у ребенка.
Первый этап аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни может быть проведен неоднократно.
Регистрацию ОАЭ в учреждениях родовспоможения проводят всем новорожденным на 3–4-е сутки жизни.
Регистрацию ОАЭ в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях, кабинетах) проводят на 4–12-й неделях жизни:
- детям, у которых не зарегистрирована ОАЭ в учреждении родовспоможения;
- детям, которые по состоянию здоровья или другим причинам не были обследованы в учреждениях родовспоможения;
- детям, родившимся вне учреждений родовспоможения;
- детям, имеющим факторы риска по развитию тугоухости и глухоты (они подлежат направлению на второй этап даже при наличии ответа от ВК улитки).
Комплексное аудиологическое обследование слухового анализатора, в том числе регистрацию слуховых вызванных потенциалов различных классов, рационально проводить на 3–6-м месяцах жизни ребенка в сурдологических центрах (федерального, республиканского, краевого, областного, городского, районного значения), оснащенных соответствующей аппаратурой и лицензированных по профилю «Сурдология-оториноларингология».
- Детям, у которых не зарегистрирована ОАЭ в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях, кабинетах).
- Детям, имеющим факторы риска развития тугоухости и глухоты, вне зависимости от результатов обследования, полученных в учреждении родовспоможения и/или в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях, кабинетах). Детям данной группы рекомендовано проведение регистрации ОАЭ и слуховых вызванных потенциалов различных классов с целью выявления возможной ретрокохлеарной патологии, вероятность наличия которой у данной группы выше.
Протокол исследования должен также включать проведение регистрации различных классов ОАЭ, акустической импедансометрии (для уточнения функционального состояния среднего уха), регистрацию слуховых вызванных потенциалов различных классов. В случае выявления тугоухости (на основании проведения регистрации слуховых вызванных потенциалов различных классов: коротколатентного СВП и ASSR-теста) врач-сурдолог разрабатывает индивидуальную программу реабилитации ребенка и проводит раннее слухопротезирование.