только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 9
Страница 1 / 14

Глава 4. Упражнения для работы в малой группе

4.1. Характеристика работы в группе

Этот раздел адресован специалистам — психологам, педагогам, логопедам, дефектологам, которые ведут коррекционную работу в детских и подростковых группах, хотя приемы, описанные в нем, и упражнения пригодятся и для индивидуальной работы. Как правило, речь идет о малых группах (в том смысле, который вкладывает в это понятие социальная психология, — группа, в которой все участники охвачены личным контактом), т.е. о группах максимальной численностью 8–12 человек. Такой объем группы идеален для работы с детьми и подростками и позволяет использовать все преимущества тренинговых, и в первую очередь игровых методик.

Для детской группы справедливы имеющиеся в социальной психологии представления о структуре и иерархии группы с ролями лидера, эксперта, членов группы, лидера оппозиции, отверженного. Однако ожидаемые фазы групповой динамики — знакомства, взаимной агрессии, устойчивой работоспособности, умирания — в детской группе отчетливо не прослеживаются. Все групповые процессы протекают параллельно, стерто. Это нельзя полностью отнести на счет испытываемых детьми описываемой категории коммуникативных трудностей, но с учетом данных обстоятельств необходимо строить групповую работу.

При наборе детей в группу следует ориентироваться на создание относительно однородного — не столько по возрасту, хотя и это важный аспект, сколько по уровню развития речевых навыков — коллектива. Каждый ребенок перед включением в группу должен пройти диагностику. Желательно проконсультировать каждого ребенка у невропатолога, психиатра, нейропсихолога, патопсихолога, дефектолога, логопеда. Все данные, полученные в ходе обследования, лучше иметь в специальном журнале, в который будут подшиваться протоколы занятий (индивидуальные для каждого ребенка). Некий бюрократизм, необходимый в начале работы, сослужит в дальнейшем неоценимую службу, позволив анализировать динамику изменений и успешность проводимой коррекции. Знание личностных особенностей детей позволяет ведущему воздействовать на отношения в группе.

Не рекомендуется брать в группу детей с выраженным отставанием в интеллектуальном развитии: они будут существенно снижать продуктивность групповой работы. С ними надо заниматься индивидуально.

Когда вы сформировали группу, проведите с детьми вводное тестовое занятие. Его необходимо заполнить играми, конкурсами, словом, содержательная часть занятия должна быть минимальной. Детям необходимо провести на занятии достаточно долгое время, сильно устать, но при этом остаться довольными проведенным в группе временем. Опыт показывает, что для детей до 10 лет занятие может длиться (с продуктивными перерывами) 2–3 ч, для более старших — 3–4 ч. По ходу занятия вы должны выяснить, когда группа устает (чтобы в будущем планировать перерывы, соотнося с ними продолжительность занятий и последовательность упражнений), кто претендует на роли лидеров и аутсайдеров, попробовать в ходе игр различные стили руководства, чтобы в дальнейшем выбрать оптимальный для данной группы, оценить интеллектуальный потенциал группы, представить, какие упражнения и игры больше нравятся детям (и, возможно, станут в группе любимыми), а какие — нет, и, разумеется, оценить на первый взгляд характер и глубину речевых нарушений у участников группы не в условиях диагностического исследования, а в свободной обстановке. Не исключено, что после тестового занятия вы примете решение заниматься с некоторыми детьми индивидуально.

План тестового занятия лучше разработать заранее. Вот один из возможных вариантов. (1) Знакомство. Дети должны познакомиться друг с другом и для начала выучить, как кого зовут, как зовут ведущего. Для реализации цели используют игры-разминки, например, перебрасывание по кругу мяча с называнием по имени того, кому предназначается мяч, краткие рассказы о себе, чтение вслух известного всем стихотворения, по строке на каждого участника, с последовательной «передачей хода» и т.д. Главная задача этих игр — фразы типа: «Петя, продолжай!», «Маша, лови мяч!» Продолжительность знакомства в группе из 8–12 человек составляет обычно 30 мин. Не забудьте, что надо использовать несколько игр, разделять детей то на пары, то на 2–3 группы, между играми делать очень короткие перерывы и главное — постоянно наблюдать за детьми. Критерий для окончания процедуры знакомства — успешное освоение имен участников и первые попытки детей продолжить знакомство в процессе иной деятельности. Желательно, чтобы тестовое занятие носило законченный характер. Поэтому на следующем этапе (2) следует закрепить результаты знакомства и настроить детей на соревновательный, активный стиль групповой работы. Проведите с ними игру с несколько провоцирующим сюжетом.

Игра «Дразнилки». Заранее приготовьте карточки с заданиями. В качестве прототипов возьмите известных детям литературных героев, для более старших детей будет интересно посмотреть со стороны на героев одной книги (используйте, например, Гарри Поттера). Участники по очереди получают карточки. Позаботьтесь, чтобы роли соответствовали полу участников, дети, у которых в силу возраста плохо сформированы полоролевые стереотипы, могут испытывать трудности в изображении героев другого пола. После того как участники получили роли, попросите их прикрепить карточки к одежде и свободно перемещаться по комнате, имитируя (на свой вкус) своих героев. Чтобы участники вошли в роль, предоставьте им время — 5–7 мин. Затем по вашей команде все начинают шутливо копировать друг друга — кто кого захочет (предположим, Рон копирует Дамблдора, Гарри — Снейпа, Эрмиона — Минерву Мак Гонагел, Дамблдор — Гарри и т.д.). Два-три раза попросите участников поменять объект, который они передразнивают. По окончании игры сделайте небольшой перерыв, чтобы участники могли обменяться впечатлениями, затем обсудите в группе, какой из персонажей пользовался наибольшей популярностью и почему. Закрепите результаты знакомства, называя детей их реальными именами!

Для продолжения работы требуется вход / регистрация