только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 15
Страница 1 / 7

Глава 6. Стационарная помощь гинекологическим больным

6.1. Основные принципы этики и деонтологии в гинекологии

Медицинская этика и деонтология — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими профессиональных обязанностей.

Термин введен Бентамом в работе «Деонтология, или Наука о морали» в 1834 г. В отечественную медицинскую литературу впервые ввел понятие о медицинской деонтологии заслуженный советский онколог Н.Н. Петров (рис. 6.1), автор книги «Вопросы хирургической деонтологии».

Рис. 6.1. Николай Николаевич Петров (1876–1964)

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трем основным направлениям:

  • медицинский работник — пациент;
  • медицинский работник — родственники пациента;
  • медицинский работник — медицинский работник.

Существует четыре универсальных этических принципа:

  • милосердие;
  • автономия;
  • справедливость;
  • полнота медицинской помощи.

Принцип милосердия гласит: «Я принесу добро пациенту или, по крайней мере, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения соответственно тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Любое действие медицинского работника должно быть направлено во благо пациента.

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/непричинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам независимо от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств. Какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. В случае конфликта между пациентом и его близкими или другими лицами, руководствуясь данным принципом, медицинский работник должен быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всех доступных средств и методов для качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи, соблюдение всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Отношения «акушеркапациентка».

  • Акушерка обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациенткой. Недопустимы как фамильярность и панибратство, так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «вы», по имени и отчеству.
  • Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. В присутствии больной запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения.
  • Перед болезненными процедурами акушерка должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения.

Отношения «акушеркародственники (и близкие) пациентки».

  • Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность.
  • Беседовать только в пределах своей компетенции (не рассказывать о симптомах, диагнозе и прогнозе заболевания).
  • Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за больными.
  • Лицам, ухаживающим за тяжелобольными, разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций.

Отношения «акушеркаврач».

  • Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении.
  • Необходимо исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально.
  • Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больной.
  • При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствие больной.

Отношения «акушеркаакушерка».

  • Недопустимы грубость и неуважительное отношение к коллегам.
  • Замечания должны делаться тактично и в отсутствие больного.
  • Опытные акушерки должны делиться с молодыми своим опытом.
  • В сложных ситуациях должны помогать друг другу.
  • Отношения «акушерка — младший медицинский персонал».
  • Соблюдать взаимоуважение.
  • Тактично контролировать деятельность младшего медицинского персонала.
  • Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие.
  • Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация