О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина
8.1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СНИЖЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Для определения программы профилактических мероприятий при выявлении детского контингента с низкими функциональными показателями разработана следующая схема (схема 8.1).
В зависимости от выявленных причин врач по гигиене детей и подростков в образовательном учреждении разрабатывает программу профилактики и оздоровления детей со сниженными функциональными показателями. В оздоровлении нуждаются дети и подростки с МС ниже 25-го процентиля при оценке по возрастно-половым нормативам, а также пациенты групп риска. В формировании отклонений функциональных показателей (мышечной силы и жизненной емкости легких) значительную роль играют такие факторы риска, как низкая двигательная активность, хроническое психоэмоциональное напряжение, связанное с учебными нагрузками, курение, употребление алкоголя, нерациональное питание. Решение данной проблемы в младшем школьном возрасте актуально в связи с формированием образа жизни, прививанием
Схема 8.1. Программа оздоровления детей со сниженными функциональными показателями
Дети и подростки со сниженными функциональными показателями |
| Медико-социальные причины | | Характер внутришкольной деятельности |
1. Соответствие биологического возраста календарному. 2. Тип телосложения. 3. Группа здоровья. 4. Наличие хронических заболеваний, способствующих снижению общей двигательной активности | 1. Группа медико-социального риска (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей). 2. Дети-мигранты. 3. Подростки с девиантным поведением. 4. Дети и подростки из асоциальных семей | 1. Отсутствие в режиме дня внешкольных занятий с двигательным компонентом. 2. Наличие вредных привычек. 3. Неполноценное, несбалансированное, нерациональное питание. 4. Длительное использование технических средств в течение дня (компьютеры, игровые приставки, телевизор и т.д.) | 1. Высокие учебные нагрузки (превышающие нормативы СанПиНа 2.4.2.2821-10). 2. Низкая двигательная активность в учреждении (отсутствие малых физкультурных форм, замена уроков физкультуры другими уроками и т.д.). 3. Подготовка к переводным (из класса в класс) и выпускным экзаменам. 4. III группа СЭБ учреждения |
Врач-педиатр, медицинская сестра учреждения | Социальный педагог, психолог учреждения | Врач по гигиене детей и подростков отделений организации помощи детям в образовательных учреждениях | Педагоги, методический работник учреждения, врач по гигиене детей и подростков Центров гигиены и эпидемиологии, специалист Роспотребнадзора |
Проведение лечебных мероприятий, контрольное обследование через 6 мес | Контроль факторов риска и условий пребывания школьников в учреждении |
Внедрение программы оздоровления школьников, оценка эффективности проводимых мероприятий |
основополагающих навыков и высокой степенью восприимчивости детей. Не менее важно это и для подростков, так как данный возрастной период характеризуется началом их активной социализации, ростом распространенности неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, условиями обучения. Оздоровление детей и подростков с отклонениями функционального состояния должно быть направлено на активное выявление, своевременную коррекцию, определение и устранение факторов риска.