только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 13
Страница 1 / 18

Глава 8. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина

8.1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СНИЖЕННЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Для определения программы профилактических мероприятий при выявлении детского контингента с низкими функциональными показателями разработана следующая схема (схема 8.1).

В зависимости от выявленных причин врач по гигиене детей и подростков в образовательном учреждении разрабатывает программу профилактики и оздоровления детей со сниженными функциональными показателями. В оздоровлении нуждаются дети и подростки с МС ниже 25-го процентиля при оценке по возрастно-половым нормативам, а также пациенты групп риска. В формировании отклонений функциональных показателей (мышечной силы и жизненной емкости легких) значительную роль играют такие факторы риска, как низкая двигательная активность, хроническое психоэмоциональное напряжение, связанное с учебными нагрузками, курение, употребление алкоголя, нерациональное питание. Решение данной проблемы в младшем школьном возрасте актуально в связи с формированием образа жизни, прививанием

Схема 8.1. Программа оздоровления детей со сниженными функциональными показателями

Дети и подростки со сниженными функциональными показателями

Эндогенные причины

Медико-социальные причины

Образ жизни школьников

Характер внутришкольной деятельности

1. Соответствие биологического возраста календарному.

2. Тип телосложения.

3. Группа здоровья.

4. Наличие хронических заболеваний, способствующих снижению общей двигательной активности

1. Группа медико-социального риска (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей).

2. Дети-мигранты.

3. Подростки с девиантным поведением.

4. Дети и подростки из асоциальных семей

1. Отсутствие в режиме дня внешкольных занятий с двигательным компонентом.

2. Наличие вредных привычек.

3. Неполноценное, несбалансированное, нерациональное питание.

4. Длительное использование технических средств в течение дня (компьютеры, игровые приставки, телевизор и т.д.)

1. Высокие учебные нагрузки (превышающие нормативы

СанПиНа 2.4.2.2821-10).

2. Низкая двигательная активность в учреждении (отсутствие малых физкультурных форм, замена уроков физкультуры другими уроками и т.д.).

3. Подготовка к переводным (из класса в класс) и выпускным экзаменам.

4. III группа СЭБ учреждения

Врач-педиатр, медицинская сестра учреждения

Социальный педагог, психолог учреждения

Врач по гигиене детей и подростков отделений организации помощи детям в образовательных учреждениях

Педагоги, методический работник учреждения, врач по гигиене детей и подростков Центров гигиены и эпидемиологии, специалист Роспотребнадзора

Проведение лечебных мероприятий, контрольное обследование через 6 мес

Контроль факторов риска и условий пребывания школьников в учреждении

Внедрение программы оздоровления школьников, оценка эффективности проводимых мероприятий

основополагающих навыков и высокой степенью восприимчивости детей. Не менее важно это и для подростков, так как данный возрастной период характеризуется началом их активной социализации, ростом распространенности неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, условиями обучения. Оздоровление детей и подростков с отклонениями функционального состояния должно быть направлено на активное выявление, своевременную коррекцию, определение и устранение факторов риска.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация