Перешагнув в XXI век, имея хорошие результаты применения высокотехнологичных систем и нанотехнологий в медицине, с кариесом справиться пока не удается. С учетом современных социально-экономических условий страны для достижения эффективных результатов по снижению стоматологических заболеваний необходимо интегрировать современную модель функционирования школьного стоматологического кабинета в систему школьного здравоохранения и обеспечить взаимодействие систем образования, здравоохранения и местного самоуправления. Необходима разработка программ по профилактике стоматологических заболеваний местного и федерального уровней и поэтапная ее реализация.
Основное из значимых направлений в детской стоматологии - становление работы стоматолога в организационных детских коллективах, т.е. организация стационарных стоматологических кабинетов в общеобразовательных школах.
Школьной стоматологии в настоящее время уделяется большое внимание, так как значение ее для сохранения стоматологического здоровья детей на этапе первичного звена медико-санитарной помощи возрастает, что доказывают исследования Е.Е. Маслак (2004), О.Г. Авраамова, С.С. Шевченко (2007), Л.П. Кисельниковой, И.А. Хощевской (2009), Т.И. Чебаковой (2012).
При наблюдении ребенка в школьном стоматологическом кабинете длительное время у одного врача создаются условия не только медицинской, но и кадровой и экономической эффективности.
О клинической эффективности можно судить по динамике показателей стоматологической заболеваемости.
Значительное улучшение показателей стоматологической заболеваемости детей в общеобразовательных школах, где длительно работает участковый стоматолог, возможно при внедрении гигиениста стоматологического в школьную стоматологию.