Восстановительный период - неотъемлемая часть тренировочного процесса. Значительные, а порой и чрезмерные физические и психологические нагрузки в течение продолжительных периодов тренировок и соревнований, когда спортсмен находится, по сути, на грани своих функциональных возможностей, балансируя между желанной высшей формой спортивной готовности, опасностью перенапряжения систем организма и возникновением патологических явлений, крайне важной является разработка способов нелекарственного постнагрузочного восстановления (Ким В.И. и др., Аухадеев Э.И., Орджоникидзе З.Г. и др., Епифанов А.В. и др., Левшин И.В. и др., Ачкасов Е.Е. и др., Виноградов Г.П., Шустов Е.Б. и др.). В настоящее время в спортивной практике выделяют три основные группы восстановительных мероприятий.
1. Педагогические:
-
физические упражнения;
-
методика тренировки.
Общепедагогические методы:
2. Медико-биологические средства:
-
фармакологическое обеспечение на этапах тренировочного процесса;
-
психотерапевтические методы;
-
питание;
-
физические методы (электро-, светолечение, гидропроцедуры и др.);
-
физические упражнения (в рамках реабилитационного лечения);
-
различные виды массажа и самомассаж;
-
сауна, русская парная баня;
-
кинезиотейпирование;
-
МТ;
-
Bowen Therapy;
-
рефлексотерапия.
3. Дополнительные средства:
-
двигательный режим в повседневной жизни;
-
личная гигиена;
-
материально-техническая база;
-
сочетание тренировки и отдыха;
-
естественные факторы природы (закаливание и др.);
-
занятия на тренажерах, упражнения в водной среде.
9.1. Педагогические средства
Основные задачи восстановительного периода (после перенесенных заболеваний или травм):
-
активизация деятельности организма с помощью физических упражнений;
-
профилактика возможных осложнений (тугоподвижности, гипотрофии мышц и др.);
-
восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.