Голос имеет большое значение в развитии ребёнка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Плач новорождённого постепенно превращается в голос учителя, врача, адвоката, певца, т.е. взрослого, социально адаптированного человека. Голос - это звуки, продуцируемые голосовым аппаратом человека, отражающие эмоции, возраст, состояние здоровья, служащие для определения, узнавания конкретного индивидуума. Без голоса невозможна устная речь; именно он передает тональные оттенки, делает её выразительной.
Составляющие голосообразования (речеобразования):
- дыхание;
- фонация;
- артикуляция;
- резонанс.
Нарушение каждой составляющей может привести к голосовым расстройствам.
Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен (по Д.К. Вильсон, 1990):
- быть приятным на слух;
- обладать соответствующим балансом ротового и носового резонатора;
- быть достаточно громким;
- соответствовать возрасту, размерам тела и полу по основной (привычной) частоте речи и высоте тона;
- голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и силу.
Любое отклонение от этих критериев можно считать нарушением голоса. Нарушение голоса бывает только изолированным симптомом или может сочетаться с расстройствами дыхания и глотания. Изучением голоса занимаются отоларингологи, физиологи, фониатры и логопеды. Специалистов интересует, почему изменяется голос, локализация нарушения и как восстановить изменённую функцию.
Нарушение голоса подразделяют на: нарушения тембра, высоты, силы голоса и резонанса голоса. Более подробно каждое из них будет описано ниже.
Наиболее часто для обозначения нарушений голоса различной этиологии у взрослого контингента используют следующие термины: афония, дисфония, фонастения, дизодия в зависимости от степени выраженности нарушения и характера проявления.