16.1. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
По определению ВОЗ, «здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека». Если для сформировавшегося взрослого определение и оценку здоровья можно дать в отдельной временной точке, то оценка здоровья ребенка - это прежде всего оценка его развития.
Для детей младшего возраста показателями здоровья или болезни являются масса тела, рост (длина тела), окружность головы, нервно-психическое развитие. Для детей старшего возраста - характеристики полового развития и социальной адаптации в обществе.
Работа педиатра в основном - это работа со здоровым ребенком, создание благоприятных условий для его развития, при этом необходимо четкое знание возрастных норм, отклонение от которых и является первым признаком болезни. Показатели здоровья или болезни в разные возрастные периоды могут меняться в довольно больших пределах, вплоть до полной противоположности. Например, хоботковый рефлекс, который в норме выявляют у новорожденного, - явная патология у трехлетнего ребенка. Именно поэтому определение здоровья ребенка проводят с учетом периодов развития его организма.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ НОРМА
Периоды жизни ребенка отражают особенности его физического, нервно-психического и социального развития. Выделяют следующие периоды развития ребенка:
• период новорожденности (1-4-я неделя жизни) - происходят существенные физиологические изменения при переходе от внутриутробного к внеутробному существованию;
• грудной возраст (1-й год жизни) - период интенсивного роста и становления иммунитета;
• младший детский возраст (2-6 лет) - усиленно формируется лимфоидная ткань, происходят дальнейшее созревание внутренних органов, становление речи;
• младший школьный возраст (7-10 лет) - быстро улучшается координация мелких мышц, повышается интеллект, расширяется круг интересов;
• подростковый возраст (11-18 лет) - период бурного полового развития, пубертатного скачка роста, формирование социальной ответственности.