Глава 16. Коррекция поведения детей на стоматологическом приеме
Подготовка детей к лечению зубов
Дети как пациенты отличаются от взрослых людей повышенной эмоциональностью, подвижностью и утомляемостью. У детей маленький объем полости рта и обильная саливация. Во время лечения зубов у детей бывают выражены двигательные реакции ног, тела, рук и головы. Типичными движениями защиты от врача являются поднесение рук к лицу и поворот головы в противоположную от врача сторону. У детей во время лечения зубов гораздо чаще, чем у взрослых, проявляются эмоциональные реакции в виде слез и гримас протеста на лице. Наблюдается повышенная вербальная активность, которая выражается в виде тревожных вопросов: «Сколько надо лечить зубов?», «Какой зуб Вы будете лечить?», «Сколько раз Вы еще будете сверлить этот зуб?». Эти вопросы являются показателями тревоги или страха ребенка перед лечением.
К лечению зубов детей обычно готовят родители и учителя, часто этого бывает недостаточно. Поэтому врачи должны проводить подготовку пациентов до лечения зубов и оказывать эмоциональную поддержку в процессе лечения, применять психологические методы коррекции состояния пациентов в стоматологической практике (Айер У., 2008, Бойко В.В., 2012). Подготовка детей к лечению состоит из психотехнических приемов, способствующих развитию позитивных отношений между пациентом и врачом. Они повышают качество лечения, профилактики и диспансеризации детей в стоматологии.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Эффективное общение с ребенком или подростком требует знаний периодов развития детей (Ваганов П.Д., 2005), понимания уровня интеллектуального развития и эмоционального состояния.