В последние годы неуклонно растет численность населения с патологией органа слуха. Сохраняющаяся тенденция роста числа больных с сенсоневральной тугоухостью показывает необходимость дальнейшего совершенствования организации сурдологической и сурдопедагогической помощи населению Российской Федерации. В настоящее время, согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается 466 млн человек с инвалидизирующей потерей слуха, из них 34 млн — дети (под инвалидизирующей потерей слуха в детской практике понимают снижение слуха более чем на 30 дБ); в общей сложности около 165 млн людей живут с полной потерей слуха. Согласно оценкам ВОЗ, к 2050 г. более 900 млн человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха. Сложилась и сохраняется устойчивая тенденция существенного роста частоты нарушений слуха различного генеза. За пятилетний период число людей с тугоухостью увеличилось более чем на 100 млн человек среди взрослого населения и более чем на 2 млн детей. Из 1000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, у 20–40 детей выявляется глухота или выраженные нарушения слуха. Отсутствие или недостаточность объемов своевременной диагностики нарушений слуха у таких больных, особенно у детей, ведет к развитию сенсорной депривации и вследствие этого к инвалидизации больных. Ограничения способности к общению в дальнейшем приводят к снижению полноценной активности в трудовой и социальной деятельности, негативно сказываются на структуре личности людей со сниженным слухом.
Под скринингом слуха принято понимать универсальное исследование состояния слухового анализатора, которое направлено на выявление изменений слуха в популяции. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни проводится в России с 1996 г., а с 2006 г. благодаря разработке новых методов диагностики и техническому оснащению службы родовспоможения, амбулаторно-поликлинических учреждений, сурдологических кабинетов/центров скрининг получил более массовое распространение с использованием объективных методик.
Проведение аудиологического скрининга обеспечивает возможность раннего выявления и своевременной реабилитации детей с нарушениями слуха. Современный алгоритм скрининга новорожденных является двухэтапным и состоит из проведения объективных аудиологических исследований — регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) (1-й этап) и комплексного аудиологического обследования слуха (2-й этап). Регистрацию ОАЭ проводят в учреждениях родовспоможения, в отделениях патологии новорожденных, начиная с первых дней жизни ребенка, и при наличии факторов риска или в случае отсутствия регистрации ответа от волосковых клеток (ВК) — в более поздние сроки в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Второй этап скрининга проводится в сурдологическом кабинете или центре, выполняется специалистами (врачами — сурдологами-оториноларингологами) и включает регистрацию ОАЭ, проведение акустической импедансометрии и регистрацию слуховых вызванных потенциалов различных классов. Эти обследования являются наиболее информативными, позволяют оценить состояние среднего и внутреннего уха, а итогом комплексного обследования является определение порогов слышимости.