Съемка крупным планом отдельных повреждений (или следов) производится по законам масштабной съемки (рис. 4.1–4.3).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.1. Фотография вещественного доказательства: приоритет диафрагмы, f/8, ISO 200. Эксперт применял смешанное освещение, однако излишняя мощность вспышки дала глубокую тень (отмечена стрелками). Фон выбран также неверно, поскольку пестрота мешает восприятию основного объекта
&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.2. Обнаруженный при осмотре места происшествия нож зафиксирован масштабным фотоснимком. Однако при фотографировании применен слишком пестрый фон, мешающий восприятию главного объекта. Масштабная линейка помещена не в одной плоскости с главным объектом и не на одном уровне. В кадре имеются посторонние объекты (пальцы фотографа, удерживающего линейку). Освещение применено крайне неверно — в виде фронтального импульсного источника, вызвавшего существенные блики полотна ножа и выраженную контрастность, лишившую объекта полутеней
&hide_Cookie=yes)
Рис. 4.3. Объект тот же, что и на рис. 43, сфотографированный на интактном (белом) фоне при рассеянном свете (отраженном от экрана лампы вспышки) с наличием с противоположной стороны дополнительного экрана для ослабления теней
Технические условия съемки те же, что и при съемке общего вида в одежде, но с учетом следующих особенностей:
- масштабная линейка с миллиметровыми делениями помещается вблизи края повреждения, как правило, по нижнему или правому обрезу кадра;
- требование параллельности объектива фотоаппарата, плоскости снимаемого объекта и масштаба здесь должно выполняться особенно строго, так как незначительное отклонение от этого правила приводит к перспективному искажению и возможности нарушения резкости части кадра; необходимо обратить особое внимание на то, чтобы масштаб располагался на одном уровне с повреждением (также используют специальные подставки или подручный материал — при необходимости можно удерживать масштаб за нижний угол пинцетом);
- освещение подбирают таким образом, чтобы все поле изображения было максимально равномерным (вариант фотосъемки с применением лампы-вспышки);
- многие цифровые камеры имеют опцию «баланс белого цвета», или, сокращенно, «баланс белого» (white balans). Используя эту опцию, целесообразно навести объектив на максимально контрастное место съемки (туда, где есть наиболее светлые и наиболее темные участки), осуществить балансировку оптики (ФК выберет необходимую диафрагму и экспозицию). После этого (не выключая ФК, иначе настройки могут быть сброшены) выполнить фотосъемку;
- объект съемки необходимо осушить (для уменьшения бликов), а при фотосъемке блестящих поверхностей (например, клинков ножей) целесообразно осуществить прокатывание пластилинового валика по поверхности материала (это придаст поверхности матовость);
- для контрастирования краев сквозного повреждения под слой темной одежды подкладывают белый фон (например, писчую бумагу), если предмет одежды белый или светлых тонов — темно-серый;
- во время съемки фотоаппарат должен быть неподвижным, так как малейшее смещение аппарата приведет к нерезкому изображению; для предупреждения смещения фотоаппарата штатив должен быть достаточно устойчивым, а нажатие на кнопку при наличии пульта производится дистанционно;
- для расправления снимаемого объекта и при съемке повреждений на просвет целесообразно воспользоваться пальцами, на которых растягивают исследуемую ткань, не деформируя ее;
- изменяя диафрагму, можно добиваться различной глубины резкости: при максимально открытой диафрагме глубина резкости минимальная (что очень удобно для фотосъемки, например, ссадин), при минимальном диаметре диафрагмы глубина резкости наибольшая, и это позволяет качественно воспроизводить объемные следы повреждения.