Когнитивно-поведенческое направление сформировалось во второй половине XX столетия путем взаимной интеграции поведенческой психотерапии, базирующейся на концепции бихевиоризма, и когнитивной психотерапии, опирающейся на принцип участия неадаптивного мышления в формировании психогенных расстройств. Для когнитивно-поведенческого подхода характерно признание того, что знания о себе и о мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. Терапия рассматривается как процесс научения новым, адаптивным способам мышления, восприятия и поведения. Основу когнитивного направления психотерапии заложили труды А. Эллиса (рационально-эмоциональная терапия) и А. Бека (когнитивная психотерапия), а поведенческому направлению — работы Дж. Уотсона по психологии бихевиоризма, основанные на исследованиях И.П. Павлова и Э. Торндайка.
Три волны когнитивно-поведенческой психотерапии
Рис. 40. Этапы развития когнитивно-поведенческой психотерапии
Рис. 41. Варианты когниций
Рис. 42. Ориентиры когнитивной терапии
Рис. 43. Практические задачи когнитивной терапии
Таблица 14. Теоретические положения когнитивно-поведенческой психотерапии
Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства, в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий [внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение)]; если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии |
Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов |
Индивидуальные различия зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор) |
Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса, вследствие чего нарушается концентрация внимания и мышление |
Психопатологические нарушения (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром |
Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций |
Виды когнитивных ошибок:
- произвольные умозаключения (извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов);
- сверхобобщение (умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией);
- избирательное абстрагирование (фокусирование внимания на деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей);
- преувеличение и преуменьшение (преувеличение сложности ситуации с одновременным преуменьшением своих возможностей с ней справиться);
- персонализация (отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле);
- дихотомичное мышление («черно-белое» мышление, или максимализм, — причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному);
- долженствование (чрезмерное фокусирование на «Я должен» без оценки реальных последствий такого поведения или альтернативных вариантов);
- «предсказывание» (убежденность индивида в возможности предсказать последствия определенных событий без учета влияния всех факторов);
- «чтение мыслей» (уверенность индивида в том, что он знает, что по этому поводу думают другие люди);
- «наклеивание ярлыков» (ассоциирование себя или других с определенными шаблонами поведения или негативными типажами).
Таблица 15. Методы выявления и корректировки автоматических мыслей
Записывание мыслей |
Записывание пациентом своих мыслей, которые возникают, когда он пытается сделать нужное действие (или не делать ненужное действие) |
Дневник мыслей |
Записывание пациентом своих мыслей в дневник в течение нескольких дней для понимания того, о чем он чаще всего думает |
Отдаление |
Переход пациентом в объективную позицию по отношению к собственным мыслям (отдаление от них): - осознание автоматичности «плохой» мысли и понимание, что данная схема возникла ранее при иных обстоятельствах или была навязана другими людьми извне;
- осознание, что «плохая» мысль неадаптивна, то есть вызывает страдание, страх или разочарование;
- сомнение в истинности неадаптивной мысли и понимание, что данная схема не соответствует новым требованиям или новой ситуации
|
Эмпирическая проверка («эксперименты») |
- Поиск аргументов за и против автоматических мыслей и запись их для прочитывания всякий раз, когда вновь возникают подобные мысли;
- оценка достоинств и недостатков каждого варианта;
- проведение экспериментов для проверки суждения;
- обсуждение изменений со свидетелями прошлых событий
|
Методика переоценки |
Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события |
Децентрация |
Работа с чувством пациента пребывания в центре всеобщего внимания (например, при социофобии) |
Самовыражение |
Осознание пациентом того, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец |
Декатастрофикация |
Понимание пациентом того, что все имеет временны́е рамки (исчезновение автоматической мысли: «Этот ужас никогда не кончится») |
Целенаправленное повторение |
Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике |
Использование воображения |
- Методика прекращения: прерывание навязчивых мыслей путем директивного приказания пациентом самому себе «Прекратить!»;
- методика повторения: многократное повторение правильного образа мышления для разрушения сформировавшегося стереотипа;
- метафоры, притчи, стихи: использование психотерапевтом образных примеров;
- модифицирующее воображение: постепенное изменение пациентом образа от негативного к более нейтральному и даже позитивному с осознанием возможности сознательного контроля;
- позитивное воображение: замена отрицательного образа положительным;
- конструктивное воображение (десензитизация): ранжирование пациентом вероятности ожидаемого события для того, чтобы пессимистичный прогноз лишился своей глобальности и неизбежности
|
Переоценка ценностей |
Сравнение пациентом с помощью психотерапевта цены достижения цели и цены проблемы и принятия решения о необходимости продолжения борьбы или отказе от достижения этой цели, уменьшении запросов; постановка более реалистичных задач |
Замена эмоций |
Примирение пациента со своим прошлым негативным опытом и изменение своих эмоций на более адекватные |
Смена ролей |
Представление пациентом утешения друга, оказавшегося в подобной ситуации |
План действий на будущее |
Разработка пациентом и терапевтом реалистического плана действий на будущее (например, при возникновении катастрофического события) с конкретными условиями, действиями и сроками выполнения |
Выявление альтернативных причин поведения |
Поиск альтернативных причин неадаптивного поведения при исчерпании «правильных» аргументов и отсутствии ожидаемого положительного эффекта |