только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 12
Страница 1 / 3

Экзистенциально-гуманистическое направление

Экзистенциально-гуманистическое направление ориентировано на доведение до понимания пациента смысла, который он старается придать своей жизни путем анализа каждого его поведенческого акта. Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813–1855), который ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Данное направление включает в себя клиент-центрированную терапию К. Роджерса (1951), экзистенциальную психотерапию И. Ялома (1980), логотерапию В. Франкла (1961), гештальт­-терапию Ф. Перлза (1947) и др.

Гештальт-терапия Ф. Перлза

Гештальт — это целостный образ какой-либо ситуации.

Рис. 53. Основные принципы гештальт-психологии

Гештальт-терапия развивает целостный образ человека в пяти сферах его жизни.

Рис. 54. Сферы жизни, определяющие целостный образ человека

«Молитва» гештальтистов
(Перлз Ф., 1951)
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты — это ты.
А я — это я.
И если нам случилось встретить друг друга, это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь

Цель гештальт-терапии — сопровождать и восстанавливать способность управлять фигурами, строить фигуры в адекватной связи с фоном.

Рис. 55. Гештальт-рисунки: а — двойственная женщина Левитта; б — ваза Рубина

Классические гештальт-рисунки: «девушка-старуха» и «ваза между двух лиц», так называемые Фон и Фигура — для одного изображения другое является фоном. Это символы восприятия человека: незавершенные потребности (гештальты) побуждают человека видеть фигуру, отвечающую удовлетворению потребности, выделяя ее из общего фона.

Рис. 56. Цикл гештальта

Технические приемы (игры) гештальт-терапии

Диалог между частями собственной личности
Напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого собеседника; пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности
Совершение кругов
Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы
Незаконченное дело
Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу
Проективная игра
Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией: пациенту предлагается «разыграть проекцию», то есть примерить на самого себя это чувство или черту; раскрывает себя, при раскрытии себя может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности
Выявление противоположного (реверсия)
Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе, например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины; такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты
Упражнения на воображение
Помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности; игра «Старый, заброшенный магазин»: пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина.
Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет.
Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса

Терапевтические изменения в клиент-центрированной терапии:

  • клиент (пациент) становится все более свободным в выражении своих чувств в вербальной и моторной экспрессии;
  • выраженные пациентом чувства имеют все большее отношение к «Я» и все реже остаются безликими;
  • пациент точнее и тоньше распознает объекты своих чувств, включая самого себя и других людей, переживания и взаимоотношения;
  • пациент начинает замечать неконгруэнтность между какими-то своими переживаниями и Я-концепцией;
  • пациент начинает переживать угрозу подобной неконгруэнтности, однако позволяет себе не избегать ее;
  • благодаря безусловному положительному отношению психотерапевта, распространяющемуся в равной мере как на неконгруэтность, так и на конгруэнтность, как на наличие тревожности, так и на ее отсутствие, пациент переживает со всей полнотой, с полным осознанием тех чувств, которые в прошлом отрицались или искажались в осознании;
  • Я-концепция реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать и включить те переживания, которые раньше искажались или исключались из сознания;
  • тенденция к использованию защит уменьшается;
  • увеличивается способность воспринимать и переживать безусловное положительное отношение со стороны психотерапевта без какого бы то ни было чувства угрозы;
  • пациент все отчетливее и яснее переживает безусловную положительную самооценку;
  • пациент все чаще определяет и переживает свое «Я» в качестве локуса оценки;
  • пациент все реже реагирует на опыт, исходя из «условий оценки», и все чаще — исходя из собственного организмического опыта.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация