Семейная психотерапия направлена на изменение межличностных отношений и устранение эмоциональных расстройств в семье. Семья при этом представляет собой малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (по Соловьеву Н.Я., 1977).
Таблица 26. Основные причины создания семьи (Мацковский М.С., 1990)
Желание | Процент опрошенных |
Иметь детей, продолжить род | 66 |
Быть с человеком, способным понять и оказать поддержку | 45 |
Быть нужным другому человеку | 37 |
Выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи | 27 |
Избежать одиночества | 26 |
Иметь устроенную жизнь | 24 |
Не расставаться с любимым человеком | 19 |
Иметь постоянного сексуального партнера | 7 |
Рис. 85. Модели семьи по С. Голоду
Рис. 86. Подсистемы семьи
Рис. 87. Типы холонов
Рис. 88. Основные характеристики семьи
Рис. 89. Основные функции семьи
Рис. 90. Структурные параметры семьи
Рис. 91. Типы семейных систем по уровням сплоченности
Таблица 27. Уровни гибкости семейных систем
Ригидная система | Хаотическая система | Структурированная система | Гибкая система |
Обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей. | Обладает высокой степенью непредсказуемости. Имеет неустойчивое или ограниченное руководство. | Присутствует некоторая степень демократичного руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи. | Демократический стиль руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включают детей. |
Семья отказывается меняться в изменившейся ситуации (рождение, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Существует член семьи, который все контролирует. Правила взаимодействия неизменные | Решения импульсивные и непродуманные. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому | Роли и внутрисемейные правила стабильны, с некоторой возможностью их обсуждения | Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи |
Несбалансированные системы | Сбалансированные системы |
Границы представляют собой «правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии», в каждой семье границы имеют различные гибкость и проницаемость.
Концептуальные подходы в семейной терапии
Психоаналитическая теория (индивидуальная ориентация): в работе с семьей сохраняется фокус внимания на индивидуальном пациенте, семья рассматривается как стресс-фактор, с которым должен справиться пациент | Теория систем (межличностная ориентация): психотерапевтическая деятельность направлена на семью в целом; отказываясь видеть в отдельном члене семьи пациента, психотерапевт смотрит на него как на «носителя симптома», отражающего дисфункцию семейной системы |
Смешение обеих систем (эклектичная ориентация — интегративная модель): объединяются психодинамические и системные концепции и подходы |
Классификация школ семейной терапии (Левант Р., 1980)
Рис. 92. Школы семейной психотерапии
Таблица 28. Цели семейной психотерапии в зависимости от типа семьи
Тип и особенности семьи | Цель семейной психотерапии |
Семья типа «па-де-де» |
Семья состоит из двух человек, между которыми могут быть различные варианты взаимоотношений: - сильная взаимность и зависимость друг от друга (чаще всего мать и ребенок);
- взаимная зависимость и взаимные обиды при наличии сильной симбиотической связи;
- вариант «пустое гнездо» — характерен для пожилых пар, у которых дети разъехались либо пожилой родитель и взрослый ребенок проживают вместе
| Подвергнуть сомнению представление такой семьи «Мы — это остров» и научить новым взаимодействиям |
Полигенерационная семья |
Семья из трех поколений, характеризуется частым наличием иерархической организации, и поэтому конфликтным вопросом может являться главенство в воспитании ребенка | «Фактическая мать» должна взять на себя основную ответственность за воспитание ребенка |
Семья типа «башмак» |
Многодетная семья, в которой старший ребенок наделяется функцией взрослого по отношению к младшим, поэтому, с одной стороны, его лишают детства, а с другой — этот ребенок не принимается полноценно во взрослую подсистему, что дискредитирует его в глазах младших; часто этот ребенок бывает козлом отпущения, отвечая за проступки младших, что вынуждает его проявлять по отношению к ним агрессию | Изменить взаимоотношения в семье, чтобы старший ребенок чувствовал себя ребенком, а не взрослым, получал соответствующие возрасту привилегии и уважение как со стороны родителей, так и со стороны младших |
Семья типа «аккордеон» |
При отсутствии или самоустранении одного из родителей от семейных дел и воспитания детей остающийся берет на себя его функции (семьи военных, алкоголизм у одного из родителей); при возвращении второго родителя первый не хочет отдавать вновь приобретенные обязанности либо на начальном этапе принимать их на себя | Установление причины конфликта и формирования новой системы взаимоотношений, основанных на взаимопомощи и уважении заслуг родителя, несущего основную воспитательную нагрузку |
Флюктуирующая (неустойчивая) семья |
Частое изменение состава семьи, когда одинокий родитель периодически вводит в дом кандидатов в супруги, что формирует у ребенка или детей напряжение как при знакомстве, так и при расставании партнеров | Устранение последствий негативных эмоций, возникающих у детей по отношению как к своему родителю за некое «предательство», так и по отношению к новому члену семьи как к «чужому» |
Семья с приемными детьми |
Наличие как своих, так и приемных детей; главным источником напряжения является чувство привязанности к приемному ребенку, с одной стороны, и потребность удовлетворения своих родительских чувств к родным детям — с другой | Выстраивание адекватных, симбиотических связей между всеми членами семьи для нивелировки понятия «свой» родитель (ребенок) и «пришлый, чужой» |