Тот, кто работает руками, — рабочий.
Тот, кто работает руками и головой, — мастер.
Тот, кто работает руками, головой и сердцем, — художник.
Франциск Ассизский
Настоящее руководство для врачей является вторым изданием книги «Респираторная поддержка у детей», которая увидела свет в 2009 г. С момента ее издания прошло уже десять лет. Появились новые клинические рекомендации по интенсивной терапии заболеваний легких и острого респираторного дистресс-синдрома, стало доступным широкое использование неинвазивных режимов респираторной поддержки в клинической практике, применение которой в настоящее время возможно не только в неонатальном периоде, но и у детей старшего возраста. Все перечисленное стало основной причиной публикации второго издания.
Существенное отличие этого издания от первой книги заключается в том, что в нем более детально описаны клиническая физиология и патофизиология респираторной поддержки, особое внимание уделено прикладным аспектам анатомо-физиологических особенностей дыхательной системы у детей.
Представлены достаточно четкие характеристики и возможности различных аппаратов искусственной вентиляции легких, даны рекомендации по выбору аппарата искусственной вентиляции легких и подготовке его к работе. Детально описаны основные характеристики современных видов респираторной поддержки и особенности ее применения у детей.
Авторы попытались дать конкретные советы по принятию решения о необходимости проведения инвазивной искусственной вентиляции легких, подбору стартовых параметров искусственной вентиляции легких и уходу от респираторной поддержки при наиболее распространенных заболеваниях, сопровождающихся нарушениями газообмена и гипоксией.
Многолетний опыт преподавания вопросов респираторной терапии на факультете последипломного образования и частые бурные дискуссии с коллегами стали причиной появления глав, посвященных современным принципам неинвазивной искусственной вентиляции легких, профилактике, диагностике и лечению вентилятор-ассоциированных инфекций, стратегиям экстракорпоральной мембранной оксигенации, которые в настоящее время широко используются во всем в мире — не только как «терапия отчаяния», но и как метод лечения, позволяющий обеспечить стабилизацию пациента, находящегося в критическом состоянии, и выиграть время.
Авторы не ставили перед собой задачу написать фундаментальное руководство, основной их целью было предложить практикующим врачам максимально необходимую информацию, которую можно использовать непосредственно у постели пациента для принятия своевременного, рационального, патогенетически обоснованного и взвешенного решения.
Стоит отметить, что респираторная поддержка — это совокупность знаний и умений, а также тонкая интуиция врача вместе с искренним желанием помочь пациенту. Искусство врача заключается в умелом применении ключевых принципов физиологии и патофизиологии с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания. Сочетание многолетних традиций отечественной клинической медицины, основным девизом которой было Alus aegroti suprema lex («Благо больного превыше всего»), с новейшими медицинскими технологиями и современными знаниями позволит как сохранить жизнь и не навредить ребенку, так и создать оптимальные условия для максимально быстрого саногенеза и выздоровления.
Предлагаем вниманию читателя одно из немногих пособий, вобравших практические рекомендации по респираторной поддержке при критических состояниях у детей, носящие прикладной характер и направленные на максимально быстрое принятие клинического решения. Авторы с искренней благодарностью примут все замечания и пожелания своих коллег.
Наш адрес: 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, кафедра анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии факультета послевузовского и дополнительного профессионального образования. E-mail: Psh_k@mail.ru (Константин Викторович Пшениснов).