15.1. Основные методы и подходы профилактической работы
Г.А. Корчагина, Т.Б. Гречаная
Злоупотребление ПАВ, такими как алкоголь, табак и наркотики, может наносить огромный урон отдельным людям, семьям и обществу, вызывая проблемы со здоровьем, травмы, преждевременную смерть, потерю дохода и производительности, дисфункции семьи и общества. Важно отметить, что благодаря прогрессу, достигнутому за последние три десятилетия в области науки о профилактике, можно предотвратить все эти негативные последствия или уменьшить риск их развития.
Профилактика — это применение научно обоснованных подходов для решения проблем здоровья и безопасности людей посредством совершенствования процессов социализации, способствующих самореализации и участию в жизни общества.
В соответствии с определением, данным UNODC (2017), «профилактика — это здоровое и безопасное развитие детей. Основная цель профилактики наркомании заключается в том, чтобы помочь людям, в том числе молодежи, избежать или отсрочить начало употребления наркотиков или, в случае, если они уже начали употреблять их, избежать развития нарушений (например, зависимости). Однако общая цель профилактики наркомании гораздо шире: она состоит в здоровом и безопасном развитии детей и молодежи для того, чтобы они могли реализовать свои таланты и потенциал и внести вклад в общество. Эффективная профилактика наркомании вносит существенный вклад в позитивное взаимодействие детей, молодежи и взрослых со своими семьями, школой, работой и сообществом» [1].
Наука о профилактике — развивающаяся междисциплинарная область, которая изучает поведение, связанное как с положительными, так и с отрицательными последствиями для здоровья. Профилактика направлена на то, чтобы улучшить общественное здоровье за счет выявления поддающихся изменению факторов риска и факторов защиты, оценки действенности и эффективности профилактических вмешательств и определения оптимальных стратегий для реализации и принятия программ, политики и практики, основанных на фактических научных данных.
Наука о профилактике основывается на различных теоретических направлениях и эмпирических исследованиях. Теории развития человека, включая физиологические, генетические, психологические, поведенческие, когнитивные и социальные перспективы, являются основой плана мероприятий, направленных на снижение риска и усиление защиты на разных уровнях: индивидуальном, семейном, сверстников, сообщества и более широких слоев окружающей среды, которые включают законы и правила, касающиеся поведения в отношении здоровья.
Знания в этих областях развиваются быстрыми темпами. Взаимодействие внутриличностного развития с межличностной динамикой через взаимодействия как на микро-, так и на макроуровне рассматриваются комплексно с биологической, психологической и социальной точек зрения, оказывая комплексное влияние на инициирование употребления ПАВ и переход от употребления ПАВ к расстройствам, связанным с употреблением ПАВ. Поскольку фундаментальная наука становится все более актуальной для профилактики, важно установление связей между фундаментальными исследованиями и научной профилактикой, что предоставляет новые возможности для разработки, апробации и оценки эффективности профилактических программ и стратегий.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включающий формирование здорового образа жизни; предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний; выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного воздействия на здоровье человека факторов среды его обитания.
В табл. 15.1 приведены факторы риска развития наркологических заболеваний на разных уровнях, включая воздействие на макро-, микроуровне и личные характеристики.
Таблица 15.1. Факторы риска развития наркологических заболеваний
Воздействия на макроуровне |
Уровень доходов и ресурсы - Бедность.
- Бездомность.
- Статус беженца.
- Ограниченный доступ к медицинской и социальной помощи
| Социальная среда - Антисоциальные нормы, слабый неформальный общественный контроль.
- Отсутствие социальной сплоченности, разрозненность, отсутствие общественного капитала.
- Конфликт/война.
- Социальная отчужденность, неравенство, дискриминация
| Физическая среда - Разруха: заброшенные здания, неблагоприятные жилищные условия.
- Беспорядки в районе.
- Доступ к алкоголю, табаку, наркотикам, огнестрельному оружию.
- Отсутствие доступа к питательным продуктам.
- Отравление токсичными веществами.
- Средства информации
|
Воздействия на микроуровне |
Влияние семьи - Отсутствие внимания и контроля.
- Грубое, жестокое или небрежное воспитание.
- Отрицательный пример для подражания.
- Пренебрежение физическим состоянием.
- Стрессовая, хаотичная среда.
- Употребление ПАВ родителями
| Влияние школы - Низкокачественное начальное образование.
- Отрицательный климат в школе.
- Низкая посещаемость школы.
- Отсутствие санитарного просвещения и программ профилактики.
- Отсутствие внеклассных мероприятий
| Влияние сверстников - Антисоциальные сверстники, ролевые модели.
- Приучение к алкоголю, табаку, другим наркотикам, насилию, преступлению.
- Отсутствие родительского контроля над отношениями со сверстниками.
- Технология социальных сетей
|
Личные характеристики |
Генетическая предрасположенность | Психическое здоровье и индивидуальные черты - Погоня за сенсациями.
- Агрессия.
- Невнимательность.
- Импульсивность.
- Проблемы с психическим здоровьем
| Неврологическое развитие - Задержка развития, понимания языка.
- Когнитивные расстройства.
- Слабые способности для принятия решений и решения проблем
| Стресс-реактивность - Расстройства в контроле над эмоциями и восприятием.
- Неуправляемые физиологические реакции.
- Неумение справляться с трудностями
|