Судьба детей с нарушенным слухом определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень понижения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременностью начала мероприятий, направленных на мобилизацию остаточных функциональных возможностей пострадавшего слухового анализатора.
При больших степенях двусторонней тугоухости и глухоте наблюдается феномен сенсорной депривации.
Депривация — лишение сенсорной информации в определенный период созревания интегративных связей головного мозга. Она может в будущем привести к невосполнимым потерям в способности к восприятию данной сенсорной информации.
Своевременный и правильный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к реабилитации слуха и интеграции ребенка в речевую среду. При задержке в формировании речи вторично происходит задержка в развитии интеллекта.
Отличительные особенности слухового поведения новорожденного без патологии органа слуха:
- предпочитает речь неречевым сигналам (лучше на нее реагирует) (табл. 4);
- предпочитает низкочастотные звуки (64–400 Гц);
- реагирует на голос матери лучше, чем на другие голоса;
- узнает ритм мелодии;
- может использовать просодические (интонационно-ритмические) характеристики речи для различения отдельных слов в потоке речи (табл. 5).
Таблица 4. Реакция на речевые и неречевые звуки ребенка в зависимости от интенсивности звука
Возраст, мес | Неречевые звуки, дБ | Речь, дБ | Поведенческая реакция ребенка |
0–1,5 | 90 (в шуме) и 50–70 (в тишине) | 40—60 | Просыпается, широко открывает глаза, вздрагивает, моргает глазами |
1,5–4 | 50–60 | 45 | Двигает глазами, начинает формироваться реакция поворота головы в сторону источника звука |
4–7 | 40–50 | 20 | Поворачивает голову в сторону источника звука, расположенного сбоку, прислушивается |
7–9 | 30–40 | 15 | Точно определяет положение источника звука, расположенного сбоку, неточно — звука, идущего снизу |
9–13 | 25–30 | 10 | Точно определяет положение источника звука сбоку и звука, идущего снизу, неточно — звука, идущего сверху |
13–16 | 25–30 | 5 | Точно определяет положение источника звука, идущего сбоку, снизу и сверху |
16–21 | 25–30 | 5 | Точно определяет положение источника звука, идущего сбоку, снизу и сверху |
21–24 | 25 | 5 | Точно определяет положение источника звука в любой точке пространства |
Таблица 5. Развитие предречевых вокализаций и речи у детей раннего возраста
Возраст, мес | Предречевая и речевая вокальная активность |
0–1 | Плачет, издает ответные звуки. Непроизвольная фонация |
1–5 | Гулит, смеется, имитирует гласные, интонационно модулирует гуление, лепечет. Расширяется звуковой состав лепета |
5–9 | Активизация игры со звуками, стадия канонического лепета. Произносит гласные родного языка. Интонации соответствуют родному языку. Вокализации эмоционально окрашены |
9–12 | Цепочки слогов, звукоподражания, псевдослова, протослова |
12–16 | Произносит 20–30 слов, в основном использует существительные |
16–20 | Произносит 50–200 слов. Стремительное увеличение словарного запаса. Увеличение числа функциональных слов |
20–24 | Стремительное увеличение словарного запаса. Первые многословные фразы |
>24 | Развиваются синтаксис |