только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 16
Страница 1 / 2

Историческая справка

Методы исследования слуха были разработаны на основании данных, полученных в процессе изучения воздушной и костной проводимости звуков. В XVI в. Джероламо Кардано (Girolamo Gardano, 1501–1576) описал возможность передачи звука к органу слуха с помощью удерживаемой между зубами палки или же рукоятки копья. Большинство работ, касающихся исследования слуховой функции с применением воздушной и костной проводимости, были опубликованы различными авторами в начале XIX в., хотя отдельные положения, объясняющие звуковосприятие, были известны гораздо раньше.

Изобретателем камертона в 1711 г. считается Джон Шор (John Shore, 1662–1752), придворный музыкант королевы Энн Стюарт (Anne Stuart, 1665–1714) и короля Георга I (George I, 1660–1727). С тех пор высота настройки камертонов претерпевала различные изменения, а до XIX в. не было общего стандарта таковой. В 1885 г. в Вене определили международный эталон основного тона музыкальной настройки, согласно которому тон «ля» первой октавы был равен 435 Гц. Этот эталон просуществовал до середины 1930-х гг., когда установили новый эталон тона «ля», равный 440 Гц.

Стандартный камертон представлял собой цельнолитую металлическую двузубую «вилку» с рукояткой (рис. 1), издающую звук настройки при ударе (его название высечено внизу вилки): как правило, это «ля» первой октавы (440 Гц), реже — «до» второй октавы (523 Гц).

Рис. 1. Камертон С256 Гц (из архива авторов)

В отиатрии исследование слуха при помощи камертонов получило распространение благодаря трудам профессора Мюнхенского университета Ф. Бецольда (Friedrich Bezold, 1842–1908). Совместно с физиком, инженером М.Т. Эдельманом (Max Thomas Edelmann, 1845–1913) они создали специальный набор из 10 камертонов с числом колебаний 32–1034, отлитых из «колокольного сплава», отличающихся продолжительным и чистым, без обертонов (призвуков), звучанием (рис. 2). В современных наборах камертонов для клинического исследования 5 или 6, реже 8 камертонов (128, 256, 512, 1024, 2048, 4096 Гц).

Рис. 2. Современный набор камертонов (из архива авторов)

Массивные камертоны служили источниками звука в таком наборе (размер самого большого достигал 40 см), диапазон октав набора составлял 16–4096 Гц. Позже камертоны Ф. Бецольда были усовершенствованы специальными грузиками, скользящими по браншам, что позволяло менять тональность в достаточно широком диапазоне.

Камертоны Ф. Бецольда требовали особого ухода: они должны были храниться в специальных футлярах с внутренней бархатной обивкой в отдельных гнездах, к работе с ними допускались исключительно в замшевых перчатках, поскольку влага с рук могла привести к коррозии металла и изменить качество звучания камертона. Он приводился в действие только при помощи удара резиновым молоточком.

На основании клинических исследований Ф. Бецольд выделил и описал различные формы нарушения слуха. Его работам предшествовали изыскания Уильяма Хайда Волластона (William Hyde Wollaston, 1766–1828). Он установил, что при нарушении звукопроведения больной хуже слышит низкие тоны, а при нарушении звуковосприятия — высокие. Также У.Х. Волластон доказал, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в границах от 30 до 18 000 цикл/с и существуют еще более высокие, как правило, неслышимые тоны — ультразвуки. Также с помощью камертонов Ф. Бецольд впервые доказал, что у глухонемых могут сохраняться остатки слуховой чувствительности на разных частотах — «островки слуха».

Исследование слуха только с помощью камертонов во многих случаях недостаточно. Этот метод не позволяет произвести «количественную» характеристику нарушения слуха и главным образом используется при необходимости дифференциальной диагностики.

В начале XX в. в Германии стали применять графическое изображение степени изменения слуховой чувствительности с помощью «кривых слуха». По оси абсцисс по возрастанию откладывали частоты камертонов, по оси ординат — время звучания каждого камертона, для правого и левого уха, по воздушному и костному проведению. При соединении полученных точек строили графики аудиограмм, которые, по сути, ничем не отличались от графиков, получаемых с помощью современных аудиометров.

Э.Г. Вебер (Ernst Heinrich Weber, 1795–1878) в 1829 г. предложил метод исследования слуха с помощью камертона — тест определения латерализации звука для диагностики поражений органа слуха, названный впоследствии его именем. Г.А. Ринне (Heinrich Adolf Rinne, 1819–1868) в 1855 г. и Д. Швабах (Dagobert Schwabach, 1846–1920) в 1885 г. дополнили исследования Э. Вебера новыми диагностическими тестами, каждый из которых также получил название в честь автора.

В конце XIX — начале XX в. благодаря дальнейшему развитию электротехники стали появляться новые электрические модели «измерителей слуха». В 1919 г. впервые был продемонстрирован прибор для диагностики слуха, основанный на принципе электронного генератора звуковых частот с использованием электронных ламп. Возникла возможность создавать электрические колебания определенной частоты и амплитуды. Параллельно проводили работы по совершенствованию акустических свойств звуковых излучателей, а именно воздушных и костных телефонов.

В ходе научных разработок был создан прибор для диагностики слуха — аудиометр. Аудиометр (от лат. audire — слышать и греч. metron — мера) — электроакустический прибор для определения остроты слуха, измерения слуховой чувствительности к тонам различной частоты. Он позволяет исследовать и костную, и воздушную проводимость. Результатом исследования служит аудиограмма, по которой специалист оценивает наличие или отсутствие снижения слуха.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация