1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Международная торговля - древнейший вид экономической деятельности. После долгих исследований экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли:
- неравное распределение природных благ;
- существование абсолютного преимущества в производстве;
- существование относительного преимущества в производстве.
Попробуем в них разобраться (рис. 56).
Неравное распределение природных благ. Самая первая из причин возникновения международной торговли лежит, что называется, на поверхности: причиной торговли является неравное распределение даров природы, то есть полезных ископаемых, лесов и т. п. между различными странами и народами.
Торговля помогает исправить это неравенство, обеспечивая всем желающим возможность получения любого типа природных ресурсов - если они способны их купить. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и газ, а ввозит бананы и хромовую руду.
Однако эта причина не объясняет, почему страны торгуют и теми видами товаров, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили
Рис. 56. Экономические основы международной торговли
и телевизоры, хотя у них самих имеется мощная автомобильная, а когда-то была и телевизионная промышленность. И, тем не менее, по данным Министерства торговли США, автомобили составляют 11% американского экспорта и 21% американского импорта.
Импорт - покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах.
Экспорт - продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики.
Причину такого обмена товарами экономическая наука усматривает в наличии у разных стран так называемого «абсолютного преимущества».