1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Несмотря на то, что медицина - древнейшая сфера человеческой деятельности, идеальной экономической модели организации этой деятельности не существует и споры о том, какова должна быть эта модель продолжаются по сей день. В чем же причина трудностей поиска устраивающей всех граждан экономической организации здравоохранения?
Ответ на этот вопрос состоит в том, что сфера здравоохранения крайне специфична.
Прежде всего, услуги медицинских учреждений (равно как и лекарства) являются «вынужденным» благом. Человек готов их приобретать только в крайней ситуации - когда заболевает и ему требуется восстановить или сохранить здоровье. Более того, эти услуги можно, с определенной условностью, назвать даже «негативными благами»: люди не хотят их получать и готовы даже нести затраты (например, заниматься платным фитнесом), чтобы только не приобретать медицинские услуги и лекарства.
Подобный характер медицинских услуг сочетается с еще рядом особенностей сферы здравоохранения, не позволяющих создать здесь обычный конкурентный рынок. Эти особенности состоят в том, что здесь:
1) потребитель плохо понимает, что ему нужно приобретать. Он начинает сбор информации только после проявления заболевания.
И часто просто не в состоянии составить полное представление о своей болезни и способах ее лечения;
2) очень велики внешние положительные или отрицательные эффекты как для посторонних (положительные - прививки сокращают угрозу заболеваемости для многих окружающих привитого гражданина), так и для родных больного (отрицательные - тяжелая болезнь порождает для его близких моральные и физические тяготы общения с больным и его обслуживания);
3) свобода выбора покупателя сильно ограничена: а) местом его проживания, б) наличием доступа к медицинским учреждениям, в) зависимостью от консультаций профессионала - врача;