Общие положения
Научно-технический прогресс в биологии и медицине в последние два десятилетия вызвал интерес к этическим проблемам, возникающим перед медицинскими работниками и обществом, в связи с практическим применением новых знаний о геноме человека. Генетические вопросы широко обсуждают в разных аудиториях и с различных точек зрения, в том числе и с этической, очевидно, по нескольким причинам. Во-первых, до сих пор остаются в памяти грубые нарушения этических норм адептами евгенического движения (1920-1930 гг.), которые создавали и претворяли в жизнь законы о насильственной стерилизации. Во-вторых, генетика изучает первичные свойства и ключевые позиции живой природы. Именно поэтому прогресс в медицине и биологии, а также все ожидания от него часто сосредоточены на генетике. В-третьих, в последние десятилетия генетика бурно развивается, что приводит к построению многообещающих научных и околонаучных прогнозов. Это особенно касается генетики человека, прогресс которой ставит этические проблемы острее, чем в других областях медико-биологической науки. Успехи генетики человека обеспечены технологиями, предполагающими вмешательство в геном человека. Все это дает человеку возможность определять свою биологическую судьбу.
В настоящее время медицинская генетика включает значительное число современных технологий - от генетического скрининга до пренатальной и предимплантационной диагностики, от медикогенетического консультирования до генотерапии , применение которых затрагивает нравственные проблемы. Вместе с тем увеличился разрыв между количеством заболеваний, которые генетики могут диагностировать (в том числе пренатально) и которые можно эффективно лечить.
В генетике человека четко прослеживается непосредственная связь научных исследований с этическими вопросами, а также зависимость научных поисков от этического смысла их конечных результатов. Именно поэтому реализация всего потенциала медицинской генетики возможна только при строгом соблюдении этических норм.