В результате изучения раздела обучающийся должен:
• знать:
❖ основные формы психических расстройств и заболеваний в зрелом и пожилом возрасте;
❖ основные проявления депрессивных состояний у людей пожилого и старческого возраста;
❖ типы реагирования на психотравмирующие факторы в зрелом и пожилом возрасте;
❖ основные проявления угрожающих жизни состояний, сопровождающихся нарушениями психики;
• уметь:
❖ оказывать психологическую помощь лицам пожилого и старческого возраста;
❖ выявлять признаки ослабления когнитивных функций,
❖ распознавать признаки патологических форм поведения;
• владеть:
❖ знаниями, необходимыми для оказания социально-психологической и правовой помощи лицам пожилого возраста;
❖ методами психологической коррекции и психотерапии, необходимыми для оказания помощи при острых и хронических психических травмах;
❖ навыками различать негативные эмоциональные состояния (психический упадок, депрессия, ипохондрия, скука, страхи) у пожилых.
5.1. АСТЕНИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПЕРИОДЕ ИНВОЛЮЦИИ
Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических расстройств и заболеваний в пожилом и старческом возрасте. Все психические расстройства по степени выраженности можно разделить на две группы: непсихотические и психотические. Ниже будет дана оценка наиболее частым формам психических отклонений в этой возрастной группе.
Самым частым нарушением непсихотического уровня является астенический синдром.
Астенический синдром (психическая истощаемость, психический упадок) отражает общие возрастно-деструктивные процессы в организме, в том числе и в высшей нервной деятельности. Психический упадок естествен и обязателен в старости так же, как естественны и обязательны возрастное снижение силы, ограничение физических возможностей. Первичными признаками психического упадка являются общее снижение психической энергетики, ослабление витального и психического тонуса. Снижение психической силы обусловливает сужение объема психической жизни, экономное использование имеющихся психических ресурсов. При психическом упадке в старости сохраняются все присущие личности особенности и характерологические черты, не утрачиваются чувство реальности и критическая оценка своих сил и возможностей, не нарушается способность адекватного социального приспособления. Творческие способности также сохраняются, хотя и несут на себе отпечаток указанных ранее изменений. Клинические проявления психического упадка (как симптома или синдрома старения) находят выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости, повышенной утомляемости, ослаблении памяти и внимания. Снижение инициативы и внутренних побуждений особенно заметно при речевом контакте со старым человеком. Наступающие изменения могут быть выражены в различной степени. Наиболее очер-