только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 10
Страница 1 / 16

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В настоящее время перед историей медицины как учебной дисциплины стоит довольно сложная организационно-методическая задача. С одной стороны, ее изучение тесно связано с историей отдельных клинических дисциплин, с другой - в ее рамках закладываются представления об особом содержании понятия «клиническое мышление», связывающие развитие медицины с влиянием гуманитарного и естественнонаучного знания. Как приобретение собственного врачебного опыта невозможно без изучения опыта и традиций предшествующих поколений, так и формирование нового знания невозможно без каких-либо методологических предпосылок, вследствие которых происходит дальнейшее развитие мысли ученого (принятие, критическое осмысление, дополнение и совершенствование предыдущего интеллектуального опыта). Пример этому - классические труды Т. Куна и К. Поппера, посвященные осмыслению закономерностей в истории и философии науки35. Современный курс истории медицины, предполагающий использование общенаучных и специальных методов исторического анализа, позволяет выделять основные закономерности и этапы становления и развития медицины.

В ходе проводившихся в XIX в. реформ в сфере образования определилось место истории медицины в структуре учебного плана и сформировался подход к преподаванию данной дисциплины. Университетский устав 1884 г. закрепил самостоятельность кафедры истории и энциклопедии медицины в структуре медицинских факультетов36. К сожалению, на практике это не означало активизации в Императорских университетах37 научно-исследовательской работы в этом направлении. На наш взгляд, это может быть обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это весьма интенсивный характер развития клинической медицины в XIX в., больший интерес врачей именно к текущему положению дел в науке. На том историческом этапе в медицине возникло понимание необходимости формирования собственного понятийного поля и методологического аппарата. Особое значение приобретал эксперимент, основанный на исследованиях в области анатомии и физиологии. Другим важным фактором было то, что долгое время не существовало отечественной традиции в области историко-медицинских исследований38. По-видимому, этим можно объяснить то, что после принятия устава 1884 г. должность на кафедре истории и энциклопедии медицины во всех Императорских университетах оставалась вакантной. Со временем ситуация начала меняться. Так, первым профессором на кафедре истории медицины был назначен Р. Коберт (Дерптский университет, 1886)39. Он был фармакологом и занимался изучением ядов. Позднее, в 1894 г., профессор на кафедре истории медицины появился в Императорской Военно-медицинской академии. Им стал Г.Г. Скориченко-Амбодик.

35 Кун Т. С. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.; Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 605 с.

36 Общий устав Императорских Российских Университетов 23 августа 1884 г. // Журнал Министерства народного просвещения. СПб.: Тип. В.С. Балашова, 1884. Ч. CCXXXV. С. 24-60.

37 Материалы основаны на данных Журнала Министерства народного просвещения за 1884-1905 гг. (СПб., 1884-1905), двадцати выпусков «Обозрения преподавания наук в Императорском Московском университете» за 1888-1917 гг. (М., 1889-1916) и тридцати пяти выпусков «Отчета о состоянии и действиях Императорского Московского университета» за 1876-1916 гг. (М., 1877-1916).

38 Например, фундаментальный труд Ковнера С.Г. «История древней медицины», изданный в нескольких томах в 1878-1890 гг., во многом был основан на работах западноевропейских ученых (Ш. Даремберга, М. Гуардиа и др.).

39 Приказы министра народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. Март 1886 г. СПб., 1886. Ч. CCXLIV. С. 17.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация