2.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Философская картина мира существенно отличается от научной картины мира. В научной картине мира мы видим только объективное содержание, но при этом не находим в ней субъекта. Возникает парадокс: научная картина мира разрабатывается при помощи мышления, но при этом не содержит самого мышления. Философия же всегда исследовала внешнюю объективную действительность в соотношении с внутренней субъективной реальностью человеческого мышления, так что именно из недр философии в свое время вышли такие науки, связанные с изучением активной человеческой субъективности, как психология, гносеология и логика. Следует также подчеркнуть, что у философии был и есть собственный подход к изучению природы, который связывается с понятиями натурфилософии или философии природы. Этот подход основан на форме абсолютного познания и потому существенно отличается от научного подхода. Не следует думать, что это «философское природоведение» исчезло вместе с завершением классической древнегреческой философии, застыв мертвыми символами на страницах сочинений Аристотеля и его учеников. Природу как единое целое, как бытие бога и мира пытались познавать арабские философы, а затем - и философы позднего европейского Средневековья и Ренессанса. Своих логических вершин философия природы достигла в лоне немецкой классической философии, особенно в работах Гегеля, который в известном сочинении «Философия природы» интерпретировал достижения наук своего времени посредством «спекулятивной натурфилософии», подробно рассмотрел диалектику субъекта и объекта в рамках развивающейся тотальности абсолютного бытия (см. разд. «Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Философия религии» в приложении к главам 1 и 2). Призыв ученых второй половины XIX - первых десятилетий XX в. к некой