только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 21
Страница 1 / 22

Глава 4. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ЭТИКА НАУКИ

4.1. ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Современная эпистемология выделяет три аспекта бытия науки:

• как особой системы знаний;

• как познавательной деятельности;

• как социального института.

Нас будет интересовать вопрос о науке как социальном институте.

Научная деятельность, как и любой другой способ деятельности людей, осуществляется в специальных организационных формах, которые придают науке черты устойчивой социальной системы. Для отражения степени закрепленности того или иного вида человеческой деятельности используется понятие «социальный институт». Инсти-туциональность предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Социальный институт (от лат. institutum - установление, устройство, обычай) - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

Наука как социальный институт представляет собой профессиональное сообщество ученых, деятельность которых протекает в особых организационных формах и регулируется специфическими целями и внутренне установленными нормами. Такое сообщество признано обществом и действует под его защитой и контролем в лице государства.

Как и любой другой социальный институт, наука включает разнообразные компоненты. Она представлена, во-первых, кадрами ученых,

являющихся носителями научных идей, гипотез, фактов, то есть всей совокупности научных знаний.

Во-вторых, она нацелена на познание законов объективной реальности для удовлетворения общественных потребностей.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация