4.1. ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Современная эпистемология выделяет три аспекта бытия науки:
• как особой системы знаний;
• как познавательной деятельности;
• как социального института.
Нас будет интересовать вопрос о науке как социальном институте.
Научная деятельность, как и любой другой способ деятельности людей, осуществляется в специальных организационных формах, которые придают науке черты устойчивой социальной системы. Для отражения степени закрепленности того или иного вида человеческой деятельности используется понятие «социальный институт». Инсти-туциональность предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Социальный институт (от лат. institutum - установление, устройство, обычай) - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
Наука как социальный институт представляет собой профессиональное сообщество ученых, деятельность которых протекает в особых организационных формах и регулируется специфическими целями и внутренне установленными нормами. Такое сообщество признано обществом и действует под его защитой и контролем в лице государства.
Как и любой другой социальный институт, наука включает разнообразные компоненты. Она представлена, во-первых, кадрами ученых,
являющихся носителями научных идей, гипотез, фактов, то есть всей совокупности научных знаний.
Во-вторых, она нацелена на познание законов объективной реальности для удовлетворения общественных потребностей.