6.1. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК АРХЕОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
Историческое развитие техники традиционно рассматривается в качестве предмета исследования истории техники как особой исторической дисциплины. Внимание историков техники концентрируется преимущественно на детальном описании тех или иных стадий исторического развития техники, ее отдельных видов и конкретных устройств, но феномен техники в целом в широком историческом понимании, включая ее современное состояние и пути развития, выпадает из их поля зрения.
В отличие от истории техники как особой исторической дисциплины философия техники исследует техническое отношение человека к миру, то есть техническое миропонимание. Как отмечают авторы учебника «Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук», если рассматривать историю техники не как детальное описание совокупности приборов и устройств в разные периоды времени, а как целостную историю социокультурного развития технической и инженерной деятельности, то связь ее с философией техники становится очевидной. В таком случае философия техники выступает как часть культурологии, а история техники - как часть истории культуры [68].
Техника появилась вместе с возникновением Homo sapiens, и ее история соответствует общей истории человечества и его культуры (см. приложение к главам 5 и 6). Она долгое время развивалась неза-
висимо от всякой науки. Параллельно с возникновением и развитием техники формировались первые формы протонауки, связанные с необходимостью осознания внешнего мира, его устройства, расчленения этого мира на отдельные компоненты и называния их. Однако на раннем этапе своего развития как протонаучные, так и технические знания были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Каждый следующий этап в истории техники коррелирует с основными вехами историко-культурного развития человечества.