14.1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА БИОЭТИКИ
Исторические предпосылки формирования биоэтики
Биоэтика возникла на рубеже 60-70 гг. XX в., и сегодня она является одной из важных частей современного философского и биомедицинского знания. Появление биоэтики связано с процессами, происходящими в обществе в XIX-XX вв., а именно:
• кризисом классической науки и традиционной этики;
• развитием рыночных отношений и становлением общества потребления;
• развитием гражданского общества;
• развитием новых технологий в медицине и биологии. Классическая (позитивная наука), порожденная первой научной
революцией XVI-XVII вв., в XVIII в. стала претендовать на абсолютную монополию в области познания. Деятели Просвещения противопоставили позитивную науку всем существующим формам познания, объявив ее единственным источником истинных объективных знаний о мире, а чтобы открыть простор развитию научного знания, они освободили ученых от моральных ограничений, каких-либо оценочных суждений. Высшими ценностями позитивной науки отныне стали рациональность и прагматика. Исходя из этого, открытия, которые несли большую пользу человечеству, считались абсолютным благом, независимо от средств их достижения. В погоне за новыми открытиями и технологиями наука радикально изменила мировоззрение и образ жизни современного мира, но рано или поздно общество должно было обратить внимание на этическую индифферентность позитивной науки и связанные с этим проблемы.
Это довольно рано осознали сами ученые, например М. Планк, А. Эйнштейн, которые заявляли, что борьба науки с религией и разрыв естественных наук с гуманитарным знанием несут опасность как обществу, так и самой науке. Однако научный мир не прислушался к предупреждениям, и представители «этически свободной науки» продолжали свои рискованные исследования при полном попустительстве политического истеблишмента. Переломным моментом в этом процессе стала Вторая мировая война и прежде всего применение атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки, а также Нюрнбергский процесс, в ходе которого на скамье подсудимых вместе с генералами Третьего рейха оказался ряд крупных немецких ученых. Общество осознало, что наука, помимо очевидного блага, может нести страшные опасности для человечества. Образ добродетельного ученого в массовом сознании сменился образом «сумасшедшего ученого», занимающегося в своей лаборатории бесчеловечными экспериментами по созданию разрушительного оружия. В обществе возникло радикальное течение антинауки, отрицающее пользу науки и призывающее к полному отказу от научных знаний. Параллельно этому стали формироваться движения, ратующие за контроль обществом исследований и тщательную проверку новых технологий, особенно в областях, несущих потенциальную угрозу жизни и личности людей. В научной среде все чаще стал подниматься вопрос об этической ответственности ученых за применение результатов их исследований, а также о моральной оценке способов достижения научного знания. Именно на волне этого массового движения начала декларироваться необходимость создания новых этических норм и стандартов научного познания.