только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 36 / 46

Часть I. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ФАКТОРОВ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Расходы на здравоохранение в РФ и странах ЕС

Государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (5,0%), и в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (7,9%) (рис. 76).

Рис. 76. Расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС

Подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 880 $ППС1 в год, что в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (1665 $ППС), и в 4,1 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (3585 $ППС) (рис. 77).

Рис. 77. Подушевые расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС

Неравенство субъектов РФ в финансировании медицинской помощи

Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования - система ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 78). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. рублей на душу населения.

Рис. 78. Подушевые государственные расходы на здравоохранение (без учета KД) в регионах РФ в 2018 г.

В 80% регионов (66 из 85) эти расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы). Разница в государственном финансировании здравоохранения между 10 самыми обеспеченными и 10 самыми малообеспеченными регионами составляет почти 2 раза (22,3 и 12,6 тыс. рублей на душу населения, средневзвешенные показатели). Такое положение означает существенное неравенство в доступности к медицинским услугам граждан, проживающих в различных субъектах РФ, а также в заработных платах медицинских работников.

Учитывая, что в целом здравоохранение РФ существенно недофинансировано из государственных источников, это неравенство невозможно исправить путем перераспределения средств от обеспеченных к малообеспеченным субъектам РФ. Такое перераспределение может привести к снижению и так невысокого уровня доступности медицинской помощи в тех субъектах РФ, от которых средства будут изъяты, тем самым вызвать недовольство граждан и медицинских работников. Для решения этой проблемы необходимо провести расчеты по обоснованию дополнительного объема финансирования здравоохранения, который позволит довести его во всех регионах на уровень не ниже обоснованного минимального показателя по РФ, установленного на федеральном уровне. При расчете этого минимального подушевого показателя необходимо учесть увеличение расходов на ФОТ медицинских работников и на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. При расчете фонда оплаты труда медицинских работников необходимо предусмотреть минимальный размер базового оклада по профессиональным квалификационным группам, установленный на федеральном уровне, аналогично - подушевой норматив финансирования расходов на лекарственные средства в амбулаторных условиях (подробно см. разделы 3.2, 3.5).

__________________________
1 1 $ППС = 25,6 рублей в 2018 г. (ОЭСР), 1 $ППС = 24,34 рублей в 2017 г. (Росстат).

3.2. Обеспеченность медицинскими кадрами и их оплата труда

В РФ в 2018 г. было всего 548,8 тыс. практикующих врачей (имеющих прямой контакт с пациентами). С 2012 г. их численность снизилась на 8% (или на 46 тыс. человек), а обеспеченность - на 12% (табл. 3). Однако этот показатель за 2012 г. несопоставим напрямую с показателем 2018 г. в связи с изменением методики представления данных с 2014 г.

Численность врачей участковой службы (врачей-педиатров участковых, врачей-терапевтов участковых, ВОП) в РФ в 2018 г. составила 74,7 тыс. человек. С 2012 г. их количество увеличилось на 7% (5 тыс. человек), а обеспеченность (в расчете на 1000 населения) возросла на 4% (см. табл. 3).

Таблица 3. Численность и обеспеченность медицинскими кадрами в РФ в 2012-2018 гг.1

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Разница,

%

Численность и обеспеченность врачами

Численность практикующих врачей, чел.

594 743

587 482

542 543

543 604

544 458

548 414

548 818

-8%

Обеспеченность практикующими врачами на 10ОО населения

4,2

4,1

3,7

3,7

3,7

3,7

3,7

-12%

Численность врачей участковой службы (врачей-педиатров участковых, врачей-терапевтов участковых, BOΠ), чел.

69 839

66 900

70 997

70 894

69 988

72 817

74 667

+7%

Обеспеченность участковыми врачами на 10ОО населения

0,49

0,47

0,49

0,48

0,48

0,50

0,51

+4%

Численность врачей в сельской местности, чел.

48 868

51 730

52 358

54 401

55 822

55 872

-

+14%

Обеспеченность врачами в сельской местности на 10ОО сельского населения

13,1

13,9

13,8

14,4

14,7

14,8

-

+13%

Численность и обеспеченность средним медицинским персоналом

Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел.

1299,3

1295,7

1287,7

1309,8

1291,9

1266,2

1266,4

-3%

Обеспеченность средним медицинским персоналом на1 0 тыс. населения

90,7

90,3

88,1

89,5

88,1

86,2

86,2

-5%

Численность участковых медицинских сестер, работающих с врачами участковой службы, чел.

-

-

84 891

85 151

84 221

83 558

82 753

-3%

Обеспеченность участковыми медицинскими сестрами на 10ОО населения

-

-

0,58

0,58

0,57

0,57

0,56

-3%

Численность среднего медицинского персонала, работающего в ΦAΠ и ΦΠ

41 275

38 580

38 401

37 446

36 209

35 066

-

-15%

Из них: фельдшеры (включая заведующих)

24 510

23 322

23 706

22 894

22 529

21 862

-

-11%

__________________________
1 Источники: презентация министра здравоохранения РФ на коллегии Минздрава России, апрель 2019 г.; сборники ЦHИИ0ИЗ Минздрава России «Ресурсы системы здравоохранения РФ».