Расходы на здравоохранение в РФ и странах ЕС
Государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (5,0%), и в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (7,9%) (рис. 76).
Рис. 76. Расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
Подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 880 $ППС1 в год, что в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (1665 $ППС), и в 4,1 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (3585 $ППС) (рис. 77).
Рис. 77. Подушевые расходы на здравоохранение в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС
Неравенство субъектов РФ в финансировании медицинской помощи
Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования - система ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 78). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. рублей на душу населения.
Рис. 78. Подушевые государственные расходы на здравоохранение (без учета KД) в регионах РФ в 2018 г.
В 80% регионов (66 из 85) эти расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы). Разница в государственном финансировании здравоохранения между 10 самыми обеспеченными и 10 самыми малообеспеченными регионами составляет почти 2 раза (22,3 и 12,6 тыс. рублей на душу населения, средневзвешенные показатели). Такое положение означает существенное неравенство в доступности к медицинским услугам граждан, проживающих в различных субъектах РФ, а также в заработных платах медицинских работников.
Учитывая, что в целом здравоохранение РФ существенно недофинансировано из государственных источников, это неравенство невозможно исправить путем перераспределения средств от обеспеченных к малообеспеченным субъектам РФ. Такое перераспределение может привести к снижению и так невысокого уровня доступности медицинской помощи в тех субъектах РФ, от которых средства будут изъяты, тем самым вызвать недовольство граждан и медицинских работников. Для решения этой проблемы необходимо провести расчеты по обоснованию дополнительного объема финансирования здравоохранения, который позволит довести его во всех регионах на уровень не ниже обоснованного минимального показателя по РФ, установленного на федеральном уровне. При расчете этого минимального подушевого показателя необходимо учесть увеличение расходов на ФОТ медицинских работников и на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. При расчете фонда оплаты труда медицинских работников необходимо предусмотреть минимальный размер базового оклада по профессиональным квалификационным группам, установленный на федеральном уровне, аналогично - подушевой норматив финансирования расходов на лекарственные средства в амбулаторных условиях (подробно см. разделы 3.2, 3.5).